Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду с художественной ограниченностью образа ему была присуща неисчерпаемая многозначность. Это позволяло поэту создать свой неповторимый художественный мир, отображение действительности в которой могло по-разному трактоваться читателем. Вячеслав Иванов - один из представителей школы младших символистов, к которым принадлежал и А. Блок, сказал о символе следующее: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении...» Именно этим правилом и руководствовался Блок на протяжении всего своего творчества, создав к 1918 году немалое количество образов-символов, которые стройным рядом вошли в поэму «Двенадцать», которая вышла под лозунгом поэта: «Слушайте революцию!» С помощью каких же символов Блок передаёт идейное содержание поэмы?
Во-первых, саму революцию поэт запечатлевает в образах ветра, снега, вьюг, которые властвуют «на всём божьем свете». «Ветер» так силён, что «на полях не стоит человек», он «завивает «белый снежок», «рвёт, мнёт и носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». В десятой части «разыгралась что-то вьюга... Не видать совсем друг друга...» «Снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Таковы образы природной стихии в поэме, которые ярко выделяют позицию автора по отношению к революции. Поэт подчёркивает её стихийный характер, так как убеждает, что она возникает из «чёрной злобы», переходящей в «светлую», охватывающую красноармейцев. Они идут, опьянённые вьюгой, а не подгоняемые ей, а это значит, что их увлекает за собой стихия, раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе в сцене убийства Катьки, например, или «гульбы голытьбы».
Вторым очень ярким символом является женский образ, воплощённый в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчёркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и её идеала. У Блока к моменту написания «Двенадцати» образ «возлюбленной» меняется. Она теряет черты абсолютного идеала и становится приземлённой, даже падшей. Но и в этом её состоянии Блок усматривает некую «тайну», которая возвышает героиню, придаёт ей черты идеальности, несмотря ни на что.
Такой синтезированный женский образ и представлен в поэме образом Катьки, падшей возлюбленной Петрухи, и символом венца из белых роз на голове Христа. Катька умирает, и это, по мысли поэта, - символ отмирания всего низменного в человеке в ходе революции, его обновления, стремления к нравственной чистоте и идеальности, воплощённых в «венце», эти идеалы непреходящи.
Важнейшим для понимания поэмы является образ Христа, появляющегося в финале. Иисус Христос - это символ гармонии в понимании Блока. Гармония - вот что должно быть результатом стихийного разрушения «старого» мира. Поэт считал, что последнее неизбежно приводит к исчезновению всего накопленного опыта человечества и что мир начинает создаваться как бы заново. Но для того чтобы начался процесс созидания, необходим идеал. И идеал этот Блок увидел именно в образе Иисуса Христа, олицетворяющего собой высшую нравственность, чистоту, совесть, милосердие, любовь -одним словом, всё то, что необходимо новому обществу, чтобы достичь гармонии в своём развитии.
Своеобразным символом гармонии являются и двенадцать «апостолов» - красноармейцев. По сути своей это разбойники, вышедшие из тюрьмы, которые:
...Идут без племени святого... Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Но всё-таки они идут за Христом, пусть бессознательно, не замечая его, даже стреляя в него. Поэт подводит нас к мысли о том, что человек не может существовать без идеала и где-то внутри есть у каждого желание следовать за ним.
Таким образом, остаётся сделать вывод о том, что роль символов в поэме «Двенадцать» огромна. Во-первых, это произведение является своеобразным итогом творчества Блока, после написания которого он воскликнул: «Сегодня я - гений». Оно вобрало все символические образы, разработанные поэтом ранее. Во-вторых, символы настолько многоплановы и интересны, что придают поэме предельную выразительность, смысловую насыщенность и необычность. И, наконец, в-третьих, они помогают автору передать идейное содержание поэмы, раскрыть характеры главных героев и выразить своё представление о революционной действительности и о будущем своей страны.

Похожие сочинения

  1. Революция в поэме Блока «Двенадцать»
    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...смотреть целиком
  2. Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»
    В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель — символ революции. Образ ветра, бури, стужи — это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать...смотреть целиком
  3. Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.)
    Мы уже знаем, что любовь для Блока - это "свободная стихия", сродни ветру, вьюге, океану. Значит, и революция - стихия? Еще одна дневниковая запись говорит о том, что "революция производит бурю во всех морях - природы, жизни, искусства"....смотреть целиком
  4. "Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
    Поэма Блока «Двенадцать» отражает во всей полноте отношение поэта к революции 1917 года. В этом произведении в лучших традициях символизма он описывает своё, во многом объективное, видение революционной эпохи, представленной двумя противоборствующими...смотреть целиком
  5. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ".
    Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого...смотреть целиком
  6. "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".)
    Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко на ту же тему. Не совсем понятна настойчивость...смотреть целиком
  7. «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)
    Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в бло-ковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые». Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое....смотреть целиком