Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

А. Блок

А. Блок — замечательный, величайший поэт, которому суждено было жить и творить в переломное время, на ру­беже двух эпох. Он признавался, что его жизненный и творческий путь пролегал «среди революций», однако со­бытия Октября поэт воспринял гораздо глубже и органич­нее, чем 1905 год. Возможно, это случилось из-за того, что А. Блок, выйдя из рамок символизма, которыми до этого ограничивал свое творчество, пришел к пониманию, что старый «страшный мир» отжил свое, и чуткое сердце поэта устремилось на поиски нового. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию», — призывал А. Блок. Он — умел слушать, можем услышать и мы, живущие спустя 85 лет после революции, если вниматель­но прочитаем поэму А. Блока «Двенадцать». В этой поэме все: и неустойчивость буржуазного мира перед новыми си­лами, и страх перед неизвестным, и стихийность, лежащая в основе переворота, и ожидание грядущих трудностей, и вера в победу.

Стремясь максимально всеобъемлюще и объективно описать реалии того времени, Блок в своей поэме создает целый ряд ярких и многозначных образов-символов, кото­рые позволяют ему еще полнее передать свои ощущения, а нам — услышать «музыку революции».

Один из основных символов стихийности, неудержимо­сти и всеохватности революции — это ветер.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

Здесь отражен и космический характер грядущих пре­образований, и невозможность человеку противиться этим изменениям. Никто не остается равнодушным, ничто — незатронутым:
Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит...

Революция требует жертв, часто — невинных. Гибнет Катька. Нам мало что о ней известно, но все же ее жаль. Стихийные силы влекут и солдат, бывших разбойников, предающихся «под шумок» безжалостным разбоям и гра­бежам.Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!

Это все — ветер, и не зря в конце он перерастает в страшную вьюгу, которая мешает даже большевистскому отряду из двенадцати человек, заслоняет людей друг от друга.

Образ старого, гибнущего мира предстает перед нами в виде больного, бездомного, голодного пса, которого невоз­можно прогнать, настолько он назойлив. То он жмется от страха и холода к коленям буржуев, то бежит за борцами революции.
— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!

Символичны и контрастные цветовые образы, пронизы­вающие поэму:
Черный вечер.
Белый снег.

Черный цвет здесь многозначен. Это и символ темного, злого начала, и хаоса, и разбушевавшейся стихии — как в мире, так и внутри человека. Именно поэтому перед борца­ми за новый мир маячит тьма, над ними — «черное, черное небе». Но снег, который постоянно сопровождает отряд, — белый. Он словно очищает горе и жертвы, которых требует революция, будит духовность, выводит к свету. Ведь не зря же в конце поэмы появляется главный, самый яркий и неожиданный образ, всегда бывший символом чистоты и святости:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Такова поэма А. Блока «Двенадцать» — своеобразная, правдивая и незабываемая летопись революции 1917 года.

Похожие сочинения

  1. Революция в поэме Блока «Двенадцать»
    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...смотреть целиком
  2. Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать»
    Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой...смотреть целиком
  3. Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»
    В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель — символ революции. Образ ветра, бури, стужи — это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать...смотреть целиком
  4. Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
    Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете...смотреть целиком
  5. Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...смотреть целиком
  6. Прием контраста в поэме 12 Блока
    Каждый из нас знает о событиях октября 1917 года. В учебниках истории эта дата обозначается не иначе как "Великая Октябрьская социалистическая революция". Нам, живущим в XXI веке, эта пафосная фраза мало что говорит. Нам, живущим в относительно...смотреть целиком
  7. «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)
    Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в бло-ковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые». Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое....смотреть целиком