И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло «немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский — один из корифеев русской литературы» ‘. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.

Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии (около четырех лет), затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе. О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе «Казацким ходом» (1898), в частности о том, с каким нетерпением он стремился «увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни».

В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. «Я в те годы был влюблен в Малороссию, в её села и степи,— говорит Бунин,— жадно искал сближения с её народом, жадно слушал песни, душу его. Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью».

Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол», «Лика») и стихотворных произведениях.

В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь его к участию в своих начинаниях на ниве народного просвещения. Сближение в Орле, Харькове и Полтаве с радикально настроенной интеллигенцией народнического толка во многом определяет идейную направленность ранней прозы Бунина. Литературная деятельность И. А. Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия. Его первым опубликованным произведением было стихотворение «Над могилой С. Я. Надсо-на» (1887). Затем появились первые рассказы Бунина из жизни обездоленных русских крестьян («Два странника», «Нефед-ка»). В 1891 году выходит первая книга стихов Бунина. Молодой писатель освещает важные и злободневные вопросы жизни русской деревни, рисует безысходную нищету крестьянства («Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе», «На Донце» и др.). Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах «Танька» (1893), «Вести с родины» (1895). Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание её последних обитателей («Байбаки», «В поле»). В рассказе «На край света» (1894) Бунин рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и горькие думы стариков. Живописные краски украинского пейзажа, исторические аналоги, цитаты из дум и песен, элементы украинской лексики и характерные интонации народной речи придают этому небольшому рассказу особое очарование, глубокий лиризм.

Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы (Левитов, Н. Успенский, Чехов). В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии (изображение крестьян исключительно покорными и страдающими тружениками, некоторая идеализация «простоты и воли» деревенской жизни). В рассказе «На даче» отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.

В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова. Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как «Учитель» и «На хуторе»; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение «Среда» и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя «красивый, как матовое серебро», но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и «барскую неврастению». Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму «Листопад» и вскоре стал печататься в сборниках «Знания».

Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

Похожие сочинения

  1. Описание природы в произведениях Бунина
    И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь...смотреть целиком
  2. Тема любви в произведениях Бунина  Новое!
    Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором...смотреть целиком
  3. Своеобразие бунинского пейзажа. И. А. Бунин как продолжатель литературной традиции
    1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А. Бунин — блистательный писатель начала XX века, вошедший в русскую литературу как...смотреть целиком
  4. Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по эмигрантскому творчеству И. Бунина)
    Трагический тенор эпохи. А. Ахматова Выньте Бунина из Русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой стратегической души. М. Горький Алел ты в зареве Батыя- И потемнел твой жуткий взор. Ты крылья...смотреть целиком
  5. Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него. По его убеждению, любовь — это прекрасные мгновения, озаряющие...смотреть целиком
  6. Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина 1
    Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в “Обломове”, как мерный...смотреть целиком
  7. Судьба русского крестьянства в творчестве И. А. Бунина
    Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX - XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. Моего любимого писателя И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое...смотреть целиком