История создания произведений И.А. Бунина — крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреа­та среди представителей русской литературы — четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. — произведения, написан­ные в России (из прозы: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Сухо­дол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан- Франциско», «Братья», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Сны Чанга» и др.; из поэзии: «Листопад», «На распутье», «Послед­няя гроза», «Ночь», «Русская весна», «Ландыш», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» и др.). 1920-1953 г. — годы эмиграции, кото­рые были отмечены большой творческой активностью писателя (из прозы: «Роза Иерихона», «Солнечный удар», «Митина любовь», ро­ман «Жизнь Арсеньева», сб. рассказов «Темные аллеи» и др.; из по­эзии: «Радуга», «Петух на церковном кресте», «Встреча», «Опять хо­лодные седые небеса…» и др.).

Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило единство идейно­эстетических позиций писателя. В отличие от многих соотечествен­ников, оказавшихся за рубежом, Бунин, враждебно встретивший Октябрьскую революцию 1917 г. (свидетельство об этом времени писатель оставил в дневниках «Окаянные дни», опубликованных в 1925 г. уже в эмиграции), продолжал писать, не пережив, по сути, какого-либо творческого слома или кризиса. Более того, многие критики считают, что качество и значимость произведений, создан­ных в эмиграции, выше, чем написанное в дореволюционной Рос­сии. Но основы мировоззрения писателя, своеобразие его художест­венного мира сформировались еще в дореволюционный период. Окружающую его эмигрантскую действительность Бунин не при­нимал (большую часть времени он жил достаточно уединенно в не­большом городке Грас на юге Франции), а в творчестве писатель углубляет и развивает темы и мотивы, характерные для произве­дений, написанных в России. Теперь его книги вдохновляются па­мятью о России, которую он покинул и потерял навсегда. «Нет раз­лук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, память!» — отме­чал Бунин. Он до конца остался именно русским писателем, который усвоил и продолжил традиции великой русской литерату­ры XIX века: «Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до малей­шего корешка чувствую», — говорил Бунин.

Другой особенностью творческого пути Бунина является то, что в нем одновременно развивается поэтическая и прозаическая линии. Первый юношеский сборник стихов был опубликован в 1891 г. в Ор­ле (Бунин родился в обедневшей дворянской семье и большую часть детства и юности провел в поместье Озерки Орловской губернии), а в 1893 г. «Русское богатство» напечатало его рассказ «Деревенский эс­киз» («Танька»). Много лет спустя Бунин говорил: «Свои стихи … я не отграничиваю от своей прозы». Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало.Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., ко­гда переселился в Москву и сблизился со многими видными писате­лями (прежде всего А.П. Чеховым и участниками литературного кружка «Среда» — А.М. Горьким, А.И. Куприным, Л.Н. Андреевым и др.). Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: «Из него большой писатель выйдет». Самым ярким талантом своего поко­ления Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его про­изведений того периода в возглавляемом им издательстве «Знание». Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой обще­ственностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэти­ческий сборник «Листопад» (1901) и перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В 1909 г. писатель был избран почетным акаде­миком Российской академии наук по разряду изящной словесности.

В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное при­знание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присуж­денная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1937), самое крупное произведение писа­теля, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего твор­чества Бунина стал сборник рассказов «Темные аллеи» (1944), так­же связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви.

В последние годы писатель работал над книгами, посвященны­ми писателям, ставшим для него главными духовными и творче­скими ориентирами в жизни. Это художественно-философский трактат «Освобождение Толстого» (1937) и неоконченная книга «Чехов». Одним из последних слов писателя, обращенных к потом­кам, стал рассказ «Бернар», который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из не­го нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что «за­служил право сказать о себе» как о художнике, исполнившем «свой скромный долг». А последнее его стихотворение «Два венка» рисует уже образ надвигающейся смерти:
Жду нового венка — и помню, что сплетен
Из мирта темного он будет:
В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон,
Он навсегда чело мое остудит.

Писателя не стало 7 ноября 1953 года. Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на зна­менитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по творчеству
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие...смотреть целиком
  2. Философская лирика И. А. Бунина  Новое!
    На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается...смотреть целиком
  3. Любовь к России в творчестве Бунина
    Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжимо от него. Однако это была отодвинутая Россия, не та, что раньше начиналась за окном, выходящим...смотреть целиком
  4. Творчество И.А.Бунина
    Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью....смотреть целиком
  5. Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И.А.)
    Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил...смотреть целиком
  6. Созвучие и перекличка в поэзии и прозе И. А. Бунина
    Когда открываешь наугад книжку бунинских стихотворений, лениво перебирая глазами строчки, и знакомые образы как всегда хороши и свежи, будто впервые встречаешь их: и грусть, разлитая на закате, и “лес, точно терем расписной”, и простые, но глубокие и...смотреть целиком
  7. Социально-бытовая среда в романах Бунина и Чехова
    В чеховском повествовании объективируется диалогическое типологизирующее авторское видение героя в его социально-бытовой ориентации. «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две...смотреть целиком