Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать-
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!
И.А. Бунин.

Для русской литературы характерно отношение к природе как к высшей ценности бытия, мерилу совершенства. Гармония с природой была нормой для восприятия Пушкина, желанной и недосягаемой мечтой Лермонтова. Вообще, описание окружающей среды является одной из основных частей любого произведения. Тема природы и человека во многих произведениях Бунина наиглавнейшая. Писатель жил в деревне, поэтому любовь к животным, к людям, к самой деревенской жизни, не могла не отразиться на формировании его литературных вкусов и пристрастий. Ощущая живую связь с природой, достиг совершенства в изображении истинной красоты как в прозе, так и в поэзии. Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был мёртв в полночной тишине, И как ребёнок брошенный, кричала Ушастая пастушка на гумне. Весь текст этого стихотворения насыщен акустическими подробностями. Для И.А. Бунина характерно также изображение мира не только в звуках, но и в красках. \"Небо, загоревшееся пожаром на восходе солнца, видимое сквозь чернеющие сосны,\" - резко контрастная и впечатляющая картина. Особенно яркие пейзажи предстают перед нами в \"Антоновских яблоках\". В этом рассказе показаны не связанные между собой эпизоды жизни дворян, которые окрашены лирической грустью и сожалением о минувших днях. Он начинается с описания природы. \"Август был с тёплыми дождиками…помню раннее, свежее, тихое утро, большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, и-запах антоновских яблок\".С первых же страниц рассказа повествователь позволяет читателю ощутить \"запах мёда и осенней свежести, тонкий аромат опавшей листвы\", почувствовать, как \"чист воздух, точно его совсем нет\", услышать \"квохтанье дроздов, голоса, скрип телег\". Всё это даёт возможность в полной мере насладиться прелестью природы и восхититься многообразием её звуков. Чарующие пейзажи, возникающие перед нами при чтении \"Антоновских яблок\", овеяны чувством любви к Родине. Они переносят человека в тот миг, когда он может полностью слиться с природой. О близости природного и человеческого начала говорится и ещё в одном бунинском произведениии – в рассказе \"Деревня\". В нём описывается жизнь братьев Тихона и Кузьмы, то, как постепенно умирает деревня Дурновка вместе с родом Красновых. \"Густая жёлтая трава\" в мелком глинистом пруду, которую не хочет пить даже лошадь, \"чёрно-фиолетовая грязь\" в просёлке, \"жёлтый донник\" - вот какой пейзаж рисует писатель-художник. И Разве может человек чувствовать себя хорошо на фоне таких тёмных тонов?! А \"чёрные избы\", \"косые колёса\"? Их даже представить страшно. Сама атмосфера уже вызывает неприязнь. Наличие в тексте чёрного, фиолетового и тёмно-красного цветов создаёт пессимистическое настроение. И нет ничего удивительного, что образ человека на таком фоне мрачный и тусклый. Образ природы всегда передаёт состояние души героя, его характер и настроение. В \"Снах Чанга\", например, это очень легко заметить. \"Погода злая…несёт острым мелким снегом…мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми чревами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках\". Погода так влияет на состояние капитана, что тот, проснувшись, даже не открывает глаз - жизнь в такие отвратительные дни не может начинаться рано. В повести же \"Суходол\" писатель рассматривает особенности усадебной жизни, преклоняясь перед красотой исчезающих дворянских \"гнёзд\". В ней чётко прослеживается связь между человеком-преобразователем и природой. Вот каков был пейзаж раньше: \"…пробирались сквозь густые леса. В Лесу терялись и речка, и деревня, и усадьба, и холмистые поля вокруг\". И каким стал потом: \"…полустепной простор, голые косогоры, на полях – рожь,овёс, греча, на большой дороге куплистые ветлы\" У каждого писателя свои представления о природе, каждый по-разному их доносит до читателя. В произведениях Бунина основную роль в передаче образа природы играют запахи, звуки и краски. В них автор восторгается многообразием оттенков, цветов, животного и растительного мира. Как писал сам И.А.Бунин – признанный мастер прозы и выдающийся поэт: \"Нет никакой отдельной от нас природы, каждая – малейшее движение собственной жизни\" Природа занимает важное место в сердце и судьбе героев русской литературы. Если \"…небо мрачное\", то и на душе у человека неспокойно и тревожно\".\"Природа –единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек –таков он есть…Чем была бы без нас природа,- чем были бы мы без неё? И то, и другое немыслимо!\" Сочинения Бунина - пример высокой национальной культуры, они позволяют человеку вспомнить о том, как прекрасно всё вокруг, \"как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!\"

Похожие сочинения

  1. Тема любви в творчестве Бунина 2
    В эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения на темы любви, смерти и человеческой памяти. Творения этого цикла, отмеченные необыкновенной поэтизацией...смотреть целиком
  2. Бунин Иван Алексеевич: мастер русской реалистической прозы
    И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров...смотреть целиком
  3. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина
    Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе...смотреть целиком
  4. О поэзии Бунина
    Лет двенадцать тому назад в творчестве Бунина наступил расцвет, который по справедливости можно назвать и буйным, и пышным. После "Господина из Сан-Франциско" Бунин выдвинулся на первое место среди современных русских прозаиков. Ныне оно...смотреть целиком
  5. История создания произведений И. А. Бунина  Новое!
    История создания произведений И.А. Бунина — крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреа­та среди представителей русской литературы — четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. — произведения, написан­ные в...смотреть целиком
  6. Женские образы прозы Бунина
    Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота...смотреть целиком
  7. Тема любви в прозе И.А. Бунина 2
    Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. У него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. Но все же я ценю талант Ивана Алексеевича именно за ту его часть творчества,...смотреть целиком