Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. \\"Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет\\", - писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений \\"Листопад\\", воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. \\"На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба\\". Осень - \\"тихая вдова\\" необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. \\'Томит меня родная тишина, томит меня гнез-JO родного \\"Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести...\\" И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: \\"Но по вечерам, - пишет Бунин, - я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, - средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы\\".

Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести \\"Деревня\\" он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит \\"мрак и грязь\\" - ив физической, и в умственной, и в нравственной жизни\\" (Воровскш).

Бунин пишет: \\"Лежит старик, помирает. Он еще жив -- а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них сжили попреками со свету, изморили голодом\\". А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:

- А не знаешь, зачем суд приехал?

-Депутата судить... Говорят, реку хотел отравить.

-Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?

-А чума их знает...

Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему,

Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: \\"Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и во ду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля,\\' всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, - царство голода и смерти...\\"

Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей все? Противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (\\"Преображение\\", \\"Митина любовь\\").

Рассказ Бунина \\"Господин из Сан-Франциско\\" глубже всех понял Ал. Т.Твардовский: \\"Перед лицом любви и смерти, по Бунину. стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, - перед ними все равны. Аверкий из \\"Худой травы\\" умирает в углу своей бедной избы: безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лшом одинакового для всех смертного итога\\".

Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истин\\" ном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.

\\"До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: ...карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято - называть флиртом, а четвертые - стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...1 - это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. ведь \\"вечер был непоправимо испорчен\\", хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет \\"все зависящие от него меры\\" к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к

смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.

Мертвенность буржуазного общества символизирует \\"тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изяшнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке - красавец, похожий на огромную пиявку\\". И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.

Теме любви посвящены многие произведения И. А.Бунина и весь цикл рассказов \\"Темные аллеи\\". \\"Все рассказы этой книги только о любви, о ее \\"темных\\" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях\\", - писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она - озарение, \\"солнечный удар\\", нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (\\"Старый порт\\"), и где томится не узнанная (\\"Ида\\"), и где переходит в страсть (\\"Убийца\\"). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека - но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться - и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть \\"Митина любовь\\" кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.

О творчестве Александра Ивановича Куприна можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора. \\"В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей\\". На этот праздник жизни приходят герои его произведений. \\"Среди них и несчастные, среди них и проститутки, и забитые солдаты, писа...

Похожие сочинения

  1. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина
    Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе...смотреть целиком
  2. Размышления - Бунин
    Мы живём не во времени, И настоящая жизнь может длиться всего несколько часов, И проходит она где-то в глубине души. По мнению Бунина, любовь – некий высший, главный момент бытия, который озаряет жизнь человека, и Бунин в лице любви видит противопоставление...смотреть целиком
  3. Женские образы в творчестве И. А. Бунина
    Творчество И. А. Бунина — крупное явление в русской литературе XX века. Его проза отмечена лиричностью, глубоким психологизмом, а также философичностью. Писатель создал целый ряд запоминающихся женских образов. Женщина в рассказах И. А. Бунина — прежде...смотреть целиком
  4. Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И.А.)
    Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил...смотреть целиком
  5. Главная особенность произведений Ивана Алексеевича Бунина
    ван Алексеевич Бунин тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл Темные аллеи является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы, а жизненные зарисовки. В них нет чувства...смотреть целиком
  6. Реалистические черты прозы Бунина
    Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, лауреат Нобелевской премии. Будучи представителем уходящей дворянской культуры, Бунин всвоих произведениях запечатлел жизнь России конца XIX — начала XX века. Особенно дороги писателю были те черты...смотреть целиком
  7. "И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…” (По одному из произведений И. А.Бунина.)
    Обратимся к "Чистому понедельнику", написанному 12 мая 1944 года, когда Иван Алексеевич Бунин находился в эмиграции. Именно там, за границей, уже в преклонном возрасте, он создал цикл "Темные аллеи", куда входит упомянутый рассказ....смотреть целиком