Для творчества Бунина характерен инте­рес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализ­ма. Реализм его, однако, отличается от че­ховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным те­мам. По его мнению, высшим судьей являет­ся человеческая память. Именно память за­щищает героев Бунина от неумолимого вре­мени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антонов­ские яблоки»). Зачастую у Бунина лирика за­меняет сюжетную основу - так появляется рассказ-портрет («Лирник Родион»).

Среди произведений Бунина есть расска­зы, в которых расширено эпическое, роман­тическое начало, когда в поле зрения писа­теля попадает вся жизнь героя («Чаша жиз­ни»). Бунин - фаталист, иррационалист, его произведениям присущи пафос трагичнос­ти и скептицизм, что перекликается с кон­цепцией модернистов о трагедийности че­ловеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обраще­ние к вечным темам любви, смерти и приро­ды. Космический колорит произведений сближает его творчество с буддистскими идеями.

Любовь у Бунина трагична. Мгновения любви, по Бунину, являются вершиной жиз­ни человека. Только полюбив, человек по настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высо­кую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен пре­одолеть природный эгоизм. Состояние люб­ви не бесплодно для героев Бунина, оно воз­вышает души. Одним из примеров необыч­ной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга» (1916).

Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустоше­ние капитана, своего хозяина. В рассказе по­является образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель скептически говорит о воз­можных путях человеческого счастья: тру­диться, чтобы жить и размножаться, не по­знав при этом полноты жизни; бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать се­бя, так как всегда существует возможность измены; путь вечной жажды, поиска, в кото­ром, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья. Реальности в рассказе противостоит собачья верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг не­сет в себе идею верности и признательнос­ти. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины мно­гие чувствуют внутреннее духовное про­светление, примиряются, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Худая трава»).



Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных пе­реживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так, в рас­сказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы со­седствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.

Ряд произведений Бунина посвящен разо­ряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патри­архальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чув­ство грусти и сожаления об ушедшей гармо­нии патриархального мира, об исчезнове­нии целых сословий («Антоновские ябло­ки»). Во многих рассказах 1890—1900 годов появляются образы «новых» людей. Эти рассказы проникнуты предчувствием близ­ких тревожных перемен,

В начале 1900-х годов лирический стиль ранней прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» (1911) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ «Су­ходол» поднимает тему обреченности дво­рянского усадебного мира, становясь лето­писью медленного трагического умирания русского дворянства. И на любви, и на не­нависти героев «Суходола» лежит печать тлена, ущербности — все говорит о законо­мерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагиче­ская гибель Петра Петровича предопреде­лены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, где все живут лишь воспоминаниями о прошлом. Заключитель­ная картина церковного кладбища, «поте­рянных» могил символизирует потерю це­лого сословия. В «Суходоле» Бунин неодно­кратно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, что различия сводятся лишь к материаль­ной стороне.

Бунин-прозаик не примыкал ни к каким модным литературным течениям или груп­пировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала достоинства языка Бунина, его искусство «поднимать в мир поэзии будничные явления жизни». «Низких» тем для писателя не существовало. Рецензент журнала «Вестник Европы» писал: «В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов». Чувство Родины, языка, истории у него было огромно. Одним из источников его творчест­ва была народная речь. Прозу Бунина мно­гие критики сравнивали с произведениями Толстого и Достоевского, отмечая при этом, что в реализм прошлого века он привнес но­вые черты и новые краски, обогатив его чер­тами импрессионизма.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по творчеству
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие...смотреть целиком
  2. Мастерство художественной детали в рассказах И.А. Бунина
    И.А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо «лагерю», потому что его стиль вобрал...смотреть целиком
  3. О поэзии Бунина
    Лет двенадцать тому назад в творчестве Бунина наступил расцвет, который по справедливости можно назвать и буйным, и пышным. После "Господина из Сан-Франциско" Бунин выдвинулся на первое место среди современных русских прозаиков. Ныне оно...смотреть целиком
  4. Мир природы в творчестве И.А. Бунина
    Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина - это мир зрительных и звуковых впечатлений. А.А. Блок Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы...смотреть целиком
  5. Творчество И.А.Бунина
    Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью....смотреть целиком
  6. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие...смотреть целиком
  7. Природа любовь смерть в творчестве Ивана Бунина  Новое!
    Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. "Так знать и любить природу, как умеет Иван Бунин, мало кто умеет", — писал Александр Блок в 1907 году....смотреть целиком