Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли на природе, что сказалось на формировании в будущем поэте и прозаике творческих качеств.

Первой публикацией Бунина было стихотворение \"Над могилой Надсона\", которое проникнуто сочувствием к поэту-демократу. Юношеское творчество Ивана Алексеевича воплотилось в книге стихов, вышедшей в 1897 году в Орле. Хотя в этом сборнике еще проявляется неопытность двадцатилетнего поэта, однако уже видно, как чутко он раскрыл тему русской природы.

Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море

И скрывается солнце вдали?

В сборниках И. А. Бунина \"Под открытым небом\" (1898), \"Стихи и рассказы\" (1900), \"Полевые цветы\", \"Листопад\" (1901) виден постепенный переход поэта к зрелому творчеству. Необычайно чуткий к красоте природы, Бунин умел видеть детали русского пейзажа, искал целостного ощущения красоты земли:

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья...

Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум.

Печальное душевное настроение лирического героя придает образам природы в стихотворениях ощущение неуютности, опустошенности: \"молодой озябший чернозем\", \"нагая степь пустыней веет\".

Примерно с середины 90-х годов в творчестве Бунина нарастает \"звездная тема\". Для поэта звезды — это воплощение \"предвечной красоты и правды неземной\", они противопоставляются \"заблудшей земле\".

Одно только звездное небо,

Один небосвод недвижим,

Спокойный и благостный, чуждый

Всему, что так мрачно под ним.

Поэт сумел связать воедино образ природы и родины. И в отдельных стихотворениях он резко и мужественно говорит о родной стране — нищей, голодной, но любимой. Если на рубеже века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то после первой русской революции Бунин все больше обращается к лирике философской:

Я человек: как Бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

(\"Собака\", 1909)

Жизнь для Бунина — путешествие в воспоминаниях. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи, частушки — народная мудрость — заполняют страницы рассказов и повестей, становятся стихами. Земная жизнь, существование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, разворачивающегося в просторах Вселенной:

И меркнет тень, и двинулась луна,

В свой бледный свет, как в дым, погружена,

И кажется, вот-вот и я пойму

Незримое — идущее в дыму

От тех земель, от тех предвечных стран,

Где гробовой чернеет океан.

Привлекает внимание и любовная лирика И. А. Бунина. В ней автор избегает нарочито красивых фраз:

Я к ней вошел в полночный час.

Она спала, — луна сияла

В ее окно, — и одеяла

Светился спущенный атлас.

Она лежала на спине,

Нагие раздвоивши груди,—

И тихо, как вода в сосуде,

Стояла жизнь ее во сне.

Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира.

Поэзия И. А. Бунина является прекрасной энциклопедией русской природы, интимной и философской жизни. В новых условиях XX века он не только продолжает темы \"золотого века\" русской поэзии (Фет, Тютчев), но и активно развивает их. Поэтому, я думаю, поэзия И. А. Бунина будет жить до тех пор, пока жива Россия с красотой ее природы.

Похожие сочинения

  1. Душа русского человека
    Талант Ивана Алексеевича Бунина, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, но с годами все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли “матовому серебру”, язык именовали “парчовым”, а беспощадный...смотреть целиком
  2. Тема любви в произведениях Бунина  Новое!
    Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором...смотреть целиком
  3. Своеобразие бунинского пейзажа. И. А. Бунин как продолжатель литературной традиции
    1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А. Бунин — блистательный писатель начала XX века, вошедший в русскую литературу как...смотреть целиком
  4. История создания произведений И. А. Бунина  Новое!
    История создания произведений И.А. Бунина — крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреа­та среди представителей русской литературы — четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. — произведения, написан­ные в...смотреть целиком
  5. Творчество И.А.Бунина
    Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью....смотреть целиком
  6. Тема человечности  Новое!
    В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение – рассказ «Лапти». В нем И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости....смотреть целиком
  7. Революция 1917 г. в письмах, дневниках, воспоминаниях русских писателей (по творчеству И. Бунина)
    Сочинение по произведению на тему: Революция 1917 г. в письмах, дневниках, воспоминаниях русских писателей (по творчеству И. Бунина) Высоко нес я стяг любви... И. Бунин Известно, что уже после смерти мужа, перебирая его бумаги, Вера Николаевна...смотреть целиком