Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. \"Так знать и любить природу, как умеет Иван Бунин, мало кто умеет\", — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений \"Листопад\", воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. \"На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба\". Осень — \"тихая вдова\" необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами.

\"Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье\". Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа \"Антоновские яблоки\": \"Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…\"

И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: \"Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы\".

Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести \"Деревня\" он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит \"мрак и грязь\" — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни\". Бунин пишет: \"Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом\". А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:

— А не знаешь, зачем суд приехал?

— Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.

— Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?

— А чума их знает…

Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему. Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: \"Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти…\" Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрушительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (\"Преображение\", \"Митина любовь\").

Рассказ Бунина \"Господин из Сан-Франциско\" глубже всех понял Александр Твардовский: \"Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны. Аверкий из \"Худой травы\" умирает в углу своей бедной избы:

безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что, собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога\".

Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть. \"До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги. Карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято — называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю — это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь \"вечер был непоправимо испорчен\", хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет \"все зависящие от него меры\" к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли. Этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.

Мертвенность буржуазного общества символизирует \"тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку\".

И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти. Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов \"Темные аллеи\". \"Все рассказы этой книги только о любви, о ее \"темных\" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях\", — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, \"солнечный удар\", нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (\"Старый порт\"), и где томится не узнанная (\"Ида\"), и где переходит в страсть (\"Убийца\"). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека — но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть \"Митина любовь\" кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
Читать новости:

Похожие сочинения

  1. И. А. Бунин. Тема "Любви"
    В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания....смотреть целиком
  2. О поэзии Бунина
    Лет двенадцать тому назад в творчестве Бунина наступил расцвет, который по справедливости можно назвать и буйным, и пышным. После "Господина из Сан-Франциско" Бунин выдвинулся на первое место среди современных русских прозаиков. Ныне оно...смотреть целиком
  3. Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна
    В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество - об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды...смотреть целиком
  4. Главная особенность произведений Ивана Алексеевича Бунина
    ван Алексеевич Бунин тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл Темные аллеи является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы, а жизненные зарисовки. В них нет чувства...смотреть целиком
  5. Мое восприятие поэзии И. А. Бунина
    Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. Бунин Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата Нобелевской...смотреть целиком
  6. Мастерство художественной детали в рассказах И.А. Бунина
    И.А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо «лагерю», потому что его стиль вобрал...смотреть целиком
  7. Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина
    Иван Алексеевич Бунин - один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни,...смотреть целиком