Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. Его стихи начали появляться в те годы, когда в русской поэзии уже громко заявили б себе провозвестники декаданса (Д. Мережковский, Н. Минский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт и др.). Однако ранние стихи Бунина отличались от исканий «нового течения» и своей ощутимой связью с традициями русской классической поэзии (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, отчасти Я. Полонский и А. Майков), и радостным мировосприятием, и тяготением к строгой, ясной форме, к реалистическим очертаниям людей и явлений окружающего мира. Главной темой его поэтического творчества 80—90-х годов является любимая им русская природа. В замечательной по точности и благородной простоте рисунка поэме «Листопад» дан образ осени, «тихой вдовой» вступающей в лесные хоромы:

* Лес, точно терем расписной,
* Лиловый, золотой, багряный,
* Веселой, пестрою толпой
* Стоит над светлою поляной.

Декадентская критика находила стихи Бунина слишком традиционными и «ветхозаветными», но поэт оставался верен реалистическим средствам изображения. Однако в начале 900-х годов в его произведениях появляется нечто родственное мотивам декадентской поэзии, таким, как приверженность к «чистому искусству» и абстрактным идеалам красоты. Некоторые произведения он печатает в издательстве «Скорпион», вызвав этим резкий упрек Горького. В стихах 1905—1908 годов возникают мотивы, связанные с путешествием Бунина по странам Востока. Экзотику загадочной, чужой жизни, образ древних ушедших культур, идеи «круговорота» времен находим в таких произведениях, как «Надпись на чашке», «Могила в скале» и др.

Среди поэтических произведений Бунина немало и таких, в которых даны реалистические картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей («Пахарь», «Сенокос», «На Плющихе», «Песня» и др.). С неизменной симпатией’ рисует поэт украинский национальный быт («Старик у хаты веял…», «Христя», «На Днепре», «Уж подсыхает хмель на тыне», «Там, на припеке…» и др.). По мотивам народных преданий и дум о битвах запорожцев с турками написана небольшая героическая баллада «Мушкет».

Будучи традиционным поэтом, отрицательно относясь к формалистическому новаторству символистов, Бунин вместе с тем напряженно искал новые поэтические средства. Такие своеобразные черты его прозы, как широкое использование «прозаиз-мов», лексического и интонационного разнообразия живой разговорной речи, лаконизм, точность словесных характеристик, свойственны и его стихам.

Оригинальный поэт, Бунин был и превосходным переводчиком. Непревзойденным остается его перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», отмеченный Академией наук и удостоенный в 1903 году Пушкинской премии. Бунину принадлежат переводы таких выдающихся творений мировой литературы, как «Каин» и «Манфред» Байрона, «Годива» Теннисона, «Крымские сонеты» А. Мицкевича.

В наследии Бунина-переводчика встречаем свидетельство его большого интереса к творчеству Тараса Шевченко. В письме к И. А. Белоусову от 3 февраля 1889 года молодой Бунин обнаруживает превосходное понимание художественных особенностей лирических стихотворений Шевченко, особо отмечая такие их черты, как «глубина и теплота чувства», «поэтическая грусть» и музыкальность. В 1891 году он печатает в газете «Орловский вестник» статью о творчестве Кобзаря, в которой называет его одним из «талантливейших и благороднейших людей», пишет о высокой простоте и лиризме шевченковской поэзии.

В 1900 году были напечатаны два бунинских перевода из Шевченко — начало «Запов1та» («Завещание») и первые строки стихотворения «Закувала зозуленька» («Во зеленой, темной роще»). Много лет спустя в романе «Жизнь Арсеньева» Бунин от лица своего героя с любовью и восхищением будет говорить о людях и природе Украины, прекраснее которой «нет страны в мире». В этой связи в тексте романа цитируются строки из стихотворения Шевченко «До Основ’яненка»: «Чайка скиглить литаючи…», а сам Шевченко назван «совершенно гениальным поэтом».

Перу Бунина принадлежит также перевод стихотворения Б. Гринченко «Втер вие, плеще хвиля» («Воет буря, хлещут волны», 1898).

Похожие сочинения

  1. Реалистические черты прозы Бунина
    Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, лауреат Нобелевской премии. Будучи представителем уходящей дворянской культуры, Бунин всвоих произведениях запечатлел жизнь России конца XIX — начала XX века. Особенно дороги писателю были те черты...смотреть целиком
  2. Бунин и русская революция
    Ходили в мире лже-Мессии, Я не прельстился, угадал, Что блуд и срам — их литургии, Их речь — бряцающий кимвал. И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX - начала XX века. Бунин сам больше...смотреть целиком
  3. Русская деревня в изображении И. А. Бунина  Новое!
    .. Россия ?.. Да она вся - деревня... И. Бунин "Мой дед землю пахал", -- с гордостью заявлял разночинец Базаров, которого народ вообще-то не жаловал. Как и многие из горожан, я тоже совсем еще не оторвался от села, в котором...смотреть целиком
  4. Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И.А.)
    Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил...смотреть целиком
  5. Художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина  Новое!
    В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина»...смотреть целиком
  6. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие...смотреть целиком
  7. И старинная мечтательная жизнь встанет пе-ред тобою...
    Обратимся к "Чистому понедельнику", написанному 12 мая 1944 года, когда Иван Алексеевич Бунин находился в эмиграции. Именно там, за границей, уже в преклонном возрасте, он создал цикл "Темные аллеи", куда входит упомянутый рассказ....смотреть целиком