Афоризм Карла Маркса об «идиотизме деревенской жиз­ни», надо думать, заразил русских писателей начала XX века отвращением к старорусскому укладу.

Противоречивое и сложное отношение русских писа­телей к деревне лучше всего прослеживается на примере творчества великих мастеров русской литературы. В пер­вой половине XX века одним из таких мастеров был Иван Алексеевич Бунин. В своем творчестве он не прошел мимо разоренной русской деревни, в которой после разрушитель­ной реформы 1861 года правили голод и смерть. Писатель ищет идеал в патриархальном прошлом с его старосвет­ским благополучием. Запустение и вырождение дворянс­ких гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушед­шей гармонии патриархального мира, об исчезновении це­лых сословий («Антоновские яблоки»), подорвавшем национальное здоровье русского народа.

Во многих рассказах последнего десятилетия XIX века у Бунина появляются образы «новых» людей-разрушителей. Рассказа эти проникнуты тревожным предчувствием близ­ких перемен. В начале XX века лирический настрой про­зы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» отражены дра­матические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин с песси­мизмом смотрит на перспективы народной жизни — слиш­ком мало русского остается в характере деревни.

Рассказ «Суходол» поднимает тему обреченности дво­рянского усадебного мира. Это летопись медленного тра­гического умирания русского дворянства (на примере стол­бовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти ге­роев «Суходола» лежит печать тлена, ущербности, законо­мерности конца как платы за «общественный прогресс». Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконнорож­денным сыном, трагическая гибель Петра Петровича предопределены у Бунина самой судьбой. Нет предела кос­ности суходольского быта. Доживающие свой век женщи­ны живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключи­тельная картина церковного кладбища, ряд «потерянных» могил — все символизирует потерю целого дворянского сословия, за которой последует скорая гибель всей рус­ской национальной традиции. В «Суходоле» Бунин неоднок­ратно проводит мысль о том, что души русского Дворя­нина и мужика близки до неразрывности, всякий «классо­вый» подход к будущему чреват лишь ослаблением потен­циала нации. И вот теперь мы в XXI веке видим разорен­ную вконец русскую деревню, которая канула в Лету вслед за дворянской усадьбой.Иван Бунин — прежде всего певец деревни, а не горо­да. Его муза вскормлена бытом усадьбы, словно выросла среди интимных и мирных настроений, рождавшихся в ста­рых дворянских гнездах, воспетых Тургеневым. Но если Тургенев только начинал скорбную повесть об умирании сельского уклада жизни, то в изображении Бунина русская деревня, лишенная православного старорусского стерж­ня, переживает последние судороги. «Все линяет», — гово­рит Тихон Ильич и в таких словах характеризует деревню: «А у нас все враги друг другу, завистники, сплетники, друг у друга раз в год бывают, сидят по своим закутам, мечутся, как угорелые, когда нечаянно заедет кто, кида­ются комнаты прибирать… Да что! Ложки варенья жалеют гостю». Не лучше и у помещиков: «Поблизости помещики такая голь, что без хлеба по три дня сидят, последние ризы с икон продали, разбитого стекла вставить, крышу поправить не на что: окна подушками затыкают…».

Бунин — поэт деревенского запустения.

Похожие сочинения

  1. Описание природы в произведениях Бунина
    И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь...смотреть целиком
  2. Тема любви в прозе И. А. Бунина
    В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место, причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Внешность героини описывалась, как правило,...смотреть целиком
  3. Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И.А.)
    Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил...смотреть целиком
  4. Пейзаж и портрет в прозаических произведениях Бунина
    Бунин обогатил своеобразными чертами русскую новеллу. Он близок к Чехову в стремлении воплотить многое в малом, в острой наблюдательности, внимании к жизненным подробностям. Бунин — мастер реалистической детали. Он удивительно умеет найти необходимый...смотреть целиком
  5. Мир природы в творчестве И.А. Бунина
    Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина - это мир зрительных и звуковых впечатлений. А.А. Блок Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы...смотреть целиком
  6. Человек и окружающий мир в произведениях Бунина
    В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской нищеты, Но этот крест, но этот ковшик белый- Смиренные,...смотреть целиком
  7. Любовь и красота — вечные спутники человека (по творчеству И. А. Бунина)
    Любимая — жуть! Когда любит поэт, Влюбляется бог неприкаянный. Б. Пастернак Самым прекрасным чувством издревле считается любовь. На любви к ближнему построены все религии на земле. Любовь и красота являются мощными двигателями прогресса. Человечество...смотреть целиком