1. Василь Быков: окопная правда.
2. Человек перед лицом выбора в произведениях Быкова.
3. «Сотников»: психологический контраст персонажей.
4. Негероический героизм.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы волнуют писателя. В своих произведениях он касается вопросов окопной правды, той войны, что видели солдаты из своих окопов, маленькие люди, которые захватывали безымянные высоты. Быкова интересует нравственно-психологическая сфера существования человека перед выбором: жизнь или смерть. Его произведения — это отдельные фронтовые эпизоды, локальные ситуации. Ему интересно, как испытывается на прочность характер человека в критических условиях. Чем больше давят на человека внешние обстоятельства, тем с большей силой проявляется внутренний потенциал героя — как положительный, так и отрицательный. Быков изучает, как и почему не герой по определению вдруг оказывается героем, хотя он не оценивает действия своих персонажей как героические. Писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. Очень многие повести Быкова имеют в основе сюжета сходные ситуации, но в каждой из них непременно заложен выбор. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. Героическую концепцию Быков определяет не результатом поступка, а нравственной способностью человека совершить этот поступок. Повести Быкова строятся по принципу параболы. Герой из настоящего переносится в прошлое и может осознать свой поступок и его последствия наиболее полно.

Для произведений Быкова характерна поэтика контраста, парности и противостояния героев. Герои противопоставлены друг другу либо в идейно-нравственной плоскости, либо в психологической. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников». На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые морозной ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова показывают читателю, как сильно развито у него чувство долга, сознательность; выносливость. По ходу повествования главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересен способ построения повести — автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. В этой повести Быков противопоставляет героев скорее в психологическом плане, они не спорят по идейным соображениям, но в сложной ситуации ведут себя по-разному.

После допроса Рыбак говорит Сотникову, что надо прикинуться смирными, и что ему предложили пойти в полицию. Сотников понимает, что чувствует его напарник, и понимает, что тот может сорваться. «Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. —



Вот как! Ну и что ж — побежишь? — Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников». Его опасения не напрасны, Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. В этой повести Быков ставит очень непростые вопросы. Что такое человек перед сокрушительной силой нечеловеческих обстоятельств? На что способен человек, понимая, что смерть неизбежна? Финал повести трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи снимают с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», — пишет автор. Сотников же выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. И хотя он не знает, поможет ли его смерть в данной ситуации спасению многих людей, это единственный возможный для него путь. Перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика. Сотников улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть. Смерть Сотникова и ее последствия не выглядят героическими, но в сравнении с Рыбаком, не устоявшим перед угрозой смерти, Сотников выглядит героем. Тем не менее, автор не подает этот эпизод войны как героический, подчеркивая тем самым, что такие ситуации на войне перешли в разряд бытовых, и ожидали людей каждый день.