Антон Павлович Чехов родился 21 января 1860 года в городе Таганрог, небольшом, провинциальном, и с красивыми культурными традициями. Чеховы принадлежали к небогатой семье мещанским. Но отец стремился дать своим детям образование. Атмосфера родительского дома была деспотической. Хозяйство полностью вела мать, а добрый и кроткий Антон помогал ей во всем. А вдобавок, работал в магазине сурового отца. Позднее писатель с горечью говорил, что у него не было детства, а его рассказ о детях особенно нежные и преисполненные сочувствия.

Вспомним печальные и трагические “Ваньку“ (1885), “Спать хочется” (1888), или такие удивительно психологически достоверные, преисполненные теплого юмора, как Триша” (1886), “Ребятишки” (1886), “Мальчики” (1887), “Дома” (1887), “Плохой мальчишка” (1886) и др. У Чехова было несколько братьев и сестер, с которыми он сохранял тесные родственные отношения вся своя жизнь, не раз упоминал об общем детстве и в своих произведениях. Вопреки всей суровости порядков, в родительском доме были у членов семьи и радостные минуты, связанные, прежде всего с домашними театральными спектаклями и посещением Таганрогского городского театра. Уже мальчиком Антон проявил любовь к театру, талант рассказчика и дарование к актерству, к убедительному перевоплощению в разные характерные фигуры в смешных сценках наподобие более поздний рассказа “Хирургия”. Товарищ по обучению в Таганрогской гимназии упоминал:

* “Был еще один лестный номер в артистичном репертуаре Чехова. За несколько минут он изменял свой вид и превращался в зубного врача… Антон успокаивал пациента (старшего брата. - К.Ш.), брал у руки щипцы для угля, сунул у рот Александру и … начиналась “хирургия”.

Этот талант Чехова. воплотился в его литературном творчестве, в частности в сценичности многих рассказов, позднее в создании новаторских пьес, а возможно, главное -в редчайшем умении писателя внутренне психологически употребляться в разнообразнейший человеческие фигуры - Гришу, который переживает замечательное потрясение, впервые в жизни гуляя с няней городской улицей (Триша”), у старого знаменитого профессора, который перед смертью доходит неутешительного вывода о потерянной жизни (”Скучная история”, 1889), или даже в собаку Каштанку с ее верной любовью к хозяину (”Каштанка”, 1888). Утонченная интеллигентность Чехова, его эстетичный вкус и редчайшая тактичность, деликатность поражали и привлекали всех, которые его знали, и очень приводили в удивление тех, каким известное было его происхождение и трудные условия, в которых он возрастал. Однако мягкий и впечатлительный Антон оказался человеком со стальным внутренним стрежнем. Закончив гимназию, он сам определил свою дальнейшую судьбу: решил учиться, и не где-нибудь, а в Московском университете. Слова из его известной пьесы “Три сестры”, что настоятельно звучат из уст сестер Протасовых: “К Москве, к Москве!”, вероятно, воссоздавали и его юношескую мечту.






В 1880 г. Антон вступил на медицинский факультет Московского университета и через четыре года получил профессию врача, о которой некогда не забывал, хотя от регулярной врачебной практики со временем отказался. В университетские года Антону было тяжело, семья не могла помогать ему материально, и студент Чехов начинает писать и печататься в разных изданиях, в частности в юмористических журналах. Журналистская поденка оказалась для него изнурительной, но очень полезной литературной школой. Пройдя ее, веселый и остроумный юморист Антоша Чехонте стал одним из наилучших прозаиков России. В тогдашний Русской империи выходило много популярных журналов и газет с развлекательными рассказами, фельетонами, юморесками, анекдотами, карикатурами с подписями, бытовыми очерками и сценками, не лишенными временами интересных наблюдений над тогдашним столичным и провинциальным жизням, остроумных, кое-где с сатирической окраской. Такие издания, как “Будильник”, “Стрекоза”, “Развлечение”, “Осколки”, “Зритель”, ” Московское обозрение”, “Свет и тени” и много других, охотно печатали начинающих, так как материала для заполнения страниц этих изданий всегда не хватало,

Молодой Чехов стал одним из поставщиков такой юмористической продукции. Он был внимательным читателем упомянутых изданий и сначала недолго работал в русле традиционных форм непритязательного юмора, лишенных интеллектуальных претензий в. Популярные в читателей малые юмористические формы требовали лаконичности, сокращение к минимуму описаний места действия, портретов персонажей, их одежды, характеристики их языковой манеры и т.п. Важнейшей часто становился самый прямой язык действующих в юмореске лиц, и это предоставляло рассказикам все приметы сценки, выхваченного из жизни, эпизода. Как твердит известный русский литературовед Александр Чудаков о популярных во второй половине XIX ст. рассказ из юмористической печати:

* “За своими функциями, задачами и местом в системе современных ей литературных жанров сценка нацелена на изображение обычного, рядового, повседневного, бытового положения - это “эпизод”, “картина”, “снимок”, “дагерротип”… разрешается включать не только характерное, существенное, важное, а и то, что просто интересное, заманчивое, злободневное, смешное”.

Все это Чехов использовал. А слово персонажа приобретало в сцене часто особой насыщенности. Оно передавало не только содержание высказывания, а и характеризовало говорящий в плане принадлежности его к конкретному залогу, социальной прослойке, к определенной профессиональной группе, свидетельствовало о его образовании или необразованности, о его воспитании, жизненных установках, представлении о ценностях окружающего мира и т.п.. Важным был и отбор предметов, которые упоминаются в тексте. их немного, но они выразительные, зримые и также имеют действующее разнообразное назначение. Вышеупомянутый исследователь прозы Чехова пишет: “Чеховский художественный предмет входит одновременно в несколько рядов - социальный, живописный, эмоциональный … здесь один из истоков знаменитого чеховского настоя, который составляется, в частности, из определенного предметного отбора”.