Человек должен стремиться к тому, чтобы стать правдивым и добрым, должен жить своим трудом, и чем большее число люден достигнет нравственного совершенства, тем легче станет жизнь — таков был в конце 80-х годов наивный: общественный идеал Чехова. Мыслитель Чехов чувствовал неполноценность свое общественной программы, художник Чехов раскрывая в своих произведениях непримиримость социальных отношений в капиталистическом обществе.

Характерен в этом отношении рассказ «Враги» (1887). В нем говорится о столкновении двух людей: доктора Кирилова, у которого умер единственный ребенок, и богатого помещика Абогина, у которого сбежала жена. Чехов не встает открыто на сторону Кирилова, но все детали рассказа оказываются подобранными таким образом, что они срывают маску с тунеядца барина Абогина, развенчивают его внешнюю красоту, показывают пошлость его чувств и переживаний. «…Несчастлив,— презрительно ухмыльнулся доктор. — Не трогайте этого слова, оно вас не касается. Шалопаи, которые не находят денег под вексель, тоже называют себя несчастными. Каплун, которого давит лишний жир, тоже несчастлив. Ничтожные люди!..»

* С еще большей прямотой и резкостью звучит тема «врагов» в рассказе «Княгиня» (1889). «Описываю одну поганую бабу», — писал, работая над ним, Антон Павлович. Чехов назвал этот рассказ «протестующим» — протестующим против уродливого порядка, при котором все лучшее в народе приносится в жертву ничтожному меньшинству.

Мысль о том, что в мире, где царит несправедливость, все враждебно естественному стремлению человека к счастью, находит у Чехова глубокое развитие. Страх перед нищетой заставляет лиодей калечить личную жизнь («Ведьма», 1886), власть денег разрушает любовь и доверие «Пьяные», изнуряющая борьба за кусок хлеба преждевременно стариn душу «Верочка». Человечными, нравственно чистыми остаются в этом мире простые люди, которые больше всех страдают от уродливых условий жизни («Нищий», «Казак», «В сарае», «Темнота»). Среди произведения “Чехова значительное место занимают рассказы о детях.

Антон Павлович любил детей, умел дружить с ними. Когда маленького Сережу Киселева привезли из Бабкина, чтобы отдать учиться в гимназию, Чехов поселил его у себя.

Нищая дореволюционная деревня ежегодно выбрасывала в город тысячи осиротевших детей. В лучшем случае они попадали в ученики к какому-нибудь мастеру. За обучение ребенок расплачивался непосильным для его возраста трудом. Горькую жизнь детей Чехов описал в рассказах «Ванька» (1586) и «Спать хочется» (1888).

В девять лет кончилось для крестьянского мальчика сироты Ваньки Жукова детство. Отданный” в обучение к сапожнику, мальчик работает сверх сил, его морят голодом, бьют чем попадя. Подмастерья посылают его за водкой, заставляют красть у хозяина.

* В рождественский вечер, когда хозяева ушли в церковь, Ванька пишет письмо деду: «…Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Читатель знает, что письмо с наивным адресом: «На деревню дедушке» не дойдет, что ждать Ваньке помощи неоткуда. Много стойкости и мужества нужно ему, чтобы не стать таким же грубым и жестоким, как окружающие его люди. Трагически заканчивается рассказ «Спать хочется». Тринадцатилетней нянькой Варькой, обезумевшей от недосыпания, овладевает кошмар. Ей кажется, что ее единственный враг — ребенок. «Убить ребенка, а потом спать, спать, спать», — думает Варька. 3адушив

Похожие сочинения

  1. Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова
    В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором...смотреть целиком
  2. Этапы творческого пути Чехова
    Оно представляет собой комическую пародию на учёный язык; этим якобы учёным языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно учёному соседу. В ранних произведениях Чехова ещё нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает...смотреть целиком
  3. Большие темы маленьких рассказов А. П. Чехова
    Я обратился к теме, посвященной творчеству Чехова, так как это один из любимых моих писателей-классиков. Личность Чехова поражает сочетанием душевной легкости, интеллигентности, благородства с силой воли, мужеством. Главную роль в жизни писателя, в формировании...смотреть целиком
  4. Чем мне близок Чехов  Новое!
    Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого привыкли искать ответы на те вопросы, которые часто возникают в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов. Мое знакомство с Чеховым произошло...смотреть целиком
  5. Деградация «маленьких людей» в рассказах Чехова
    Я не стану излагать содержание его рассказа «Овраг», это одно из тех его произведений, в которых содержания гораздо больше, чем слов. Чехов как стилист единственный из художников нашего времени, в высокой степени усвоивший искусство писать так, «чтобы...смотреть целиком
  6. Проза Чехова Конец XIX и начало XX века
    Конец XIX и начало XX в.— время расцвета творчества Чехова. Правда, пишет он теперь сравнительно немного, но это было не только результатом тяжелой болезни. Повышалась его художественная требовательность. Последний период творчества Чехова совпал с начавшимся...смотреть целиком
  7. Модель мира в пьесах Л.П.Чехова
    Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку...смотреть целиком