Странный у Чехова смех! Чем больше читаю чеховские рассказы, то меньше верю в то, что он смеется. Вот идет по улице неизвестного городка местная власть - полицейский надзиратель с городовым. Но фамилия у этой власти как клеймо - Очумелов. Кто же наградил такой фамилией чиновника, который олицетворяет Русскую империю и ее законы? За этой историей о незначительном случае спряталась самая жизнь с ее сложностью. Главное - чья собака, а не Хрюкин с его покусанным пальцем и претензиями. От этого пронимает огнем и холодом. Поэтому и надо все время то снять, то одеть шинель. Но закон законом, а генерал Жигалов - это генерал. Хотя, он не полицейский. Его чин выше всяких законов. Это понимают все. Толпа будет смеяться над Хрюкиным и его покусанным пальцем.

И нет ни одного писаного или неписаного закона, который бы не отступал перед высоким чином. Так и произошло на перроне вокзала Николаевской железной дороги. Встретились двое мужчин. Будто вернулись давние времена, когда не было родственных забот и наибольшей заботой были оценки в гимназийном журнале. Какое счастье встретить одноклассника, вспомнить молодость! Вот и стоят, взявшись за руки, два уже пожилых мужчины - толстый и тонкий - посреди толпы. И ничего не замечают. Очень много лет прошло, и надо как можно быстрее заполнить эту пропасть кратким рассказом о жизни. И один оказался генералом! Хотя чужого ведомства! И на месте друга детства сразу оказался ошалевший («очумелый») и приниженный раб, которого пронимает огнем и холодом…
Какой же ветер скосил человеческое достоинство героев этих двух рассказов? Очуметь - это означает заболеть чумой, перестать быть человеком, потерять достоинство. Инфицированные чумой смертельно опасны для окружения. Какая чума косила личности людей, мы все давно поняли. Это человеческая неровность, в чем бы она не показывалась - в чинах, собственности или простой физической силе. У слабых духом людей появляется желание заискивать, ползать перед сильными. А «сильные» воспринимают это как надлежащее. И ветер распространяется среди людей. И вот с этого мы смеемся? Нет, не с этого. Не замечали ли вы, что часто мы смеемся над неудачей (например, когда поскользнулся и упал или когда из-под носа трамвай ушел)? Так и здесь. Не опасаемся ли мы самим оказаться на месте чеховских персонажей? Смеемся ли мы с себя, когда нас обрызгала грязью иномарка? А мы смотрим ей вслед ошалевшими глазами.

И это увидел через свое пенсне Чехов, и однажды написал: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились двое приятелей…» Ему не смешно, а грустно.

Похожие сочинения

  1. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова
    Мир чеховских произведений включает в себя множество разнообразных человеческих типов. Это и чиновники-приспособленцы, и недалекие обыватели, благородные мечтатели и люди совести, не удовлетворенные собой и общественными законами. В 80-е годы XIX века...смотреть целиком
  2. Мир детства у Чехова
    Мир детства - особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. Все мы помним сказку о Голом Короле: правду смог увидеть и высказать только ребенок. Существует даже понятие "детскости" как психологической...смотреть целиком
  3. Этапы творческого пути Чехова
    Оно представляет собой комическую пародию на учёный язык; этим якобы учёным языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно учёному соседу. В ранних произведениях Чехова ещё нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает...смотреть целиком
  4. Осуждение пошлости в рассказах Чехова
    Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волей людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься. Из писем читателей к Чехову Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал «праздником жизни», сравнительно редко...смотреть целиком
  5. Обличение порока общества в рассказах А. П. Чехова
    Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переходный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение многие недостатки и “болезни”...смотреть целиком
  6. Художественное новаторство Чехова-драматурга
    «Вишневый сад» Чехова представляет собой сочетание комедии — «местами более того фарса», как писал сам автор, с нежной и тонкой интригой. Соединение этих двух начал позволяет Чехову неоднозначно оценивать происходящее, одаривать двойственную, трагическую...смотреть целиком
  7. В плену каких иллюзий чаще всего находятся герои чеховских рассказов  Новое!
    Героями своих рассказов А.П. Чехов обычно делает представителей среднего слоя русской жизни конца XIX века. Все они ведут спор о том, как жить, какой путь избрать, но многие, задумываясь об этом, попадают в плен иллюзий — нереальной мечты, мечты обманной. Так...смотреть целиком