Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.

Любимые чеховские герои — Треплев, Нина Заречная, Астров, дядя Ваня, Соня, три сестры, Тузенбах, Вершинин, Раневская — это люди особой породы, особого склада. Интеллигенты, способные вылезти за рамки своего времени, они становятся героями надличного сознания, для которых поиски смысла жизни и правды оказываются важнее практических целей и-борьбы за них. Тем самым гамлетовская тема потеряла у Чехова ореол исключительности. Вот почему Чехову и удалось открыть такую драматургическую систему, которая, подобно шекспировской, дала театру новую модель мира.

Судьба Чехова-драматурга была удивительной. При жизни его пьесы не получили общеевропейского резонанса. Недальновидному взору он казался тогда писателем слишком специфически русским. Но чем дальше уходило час, тем шире распространялась орблта чеховского влияния, постепенно становясь чуть ли не глобальной.

В исканиях Чехова-драматурга можно почувствовать много общего с тем, что параллельно с ним, раньше или позже, открывали для себя авторы «новой драмы»: разрыв желаемого и возможного, атмосферу всеобщей неудовлетворенности, драму обрыва человеческих связей, разобщенности и одиночества, уходящую в подводное течение жизни героев.

Между тем Чехов никогда не переступал черту реальности, не разрешал себе заглядывать в мистические дали, не любил символической абстрактности «драмы идей», чуждался болезненной эротической взвинченности, избегал изысканно-парадоксальной игры ума. Его искусство, простое и естественное как сама жизнь, неотрывное от своей русской почвы, опиралось в этом смысле на широкую и добрую гуманистическую традицию отечественной литературы, подкреплялось всей демократической культурой РФ XIX века. Наверное, поэтому Чехов сумел подняться над своим временем, провидеть за простой жизнью «массового человека» вневременные поэтические дали. Недаром на Западе его называют теперь «пророком, предвозвестником той новой школы мысли, которая определила наше мировоззрение и самую сущность современного театра».

Чеховская «школа мысли» — с ее чутким и мужественным взглядом на мир, с ее диалектической зоркостью, предельной объективностью, умением «никого не обвинить, никого не оправдать», с ее свободой от предвзятых «формул» — оказала большое влияние на всю драматургию XX века. В ту пору, когда драматургия «абсурда» склонялась к мрачному фатализму, к идее бессмысленности и обреченности мира-хаоса, к безнадежному взгляду на личные усилия человека в этом мире, Чехов вел современных писателей к несокрушимой вере во врожденную ценность человеческой личности.

Именно поэтому реализм Чехова, поднявший драматургию на уровень великой русской прозы, сделавший своим предметом достоинство и свободу каждого «порядочного человека», открывший поэзию в правде жизни, лег в основание сценического реализма мирового театра XX века.

Похожие сочинения

  1. Смешное и грустное в произведениях А.П. Чехова
    Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье. Это естественно. Так же естественно,...смотреть целиком
  2. Этапы творческого пути Чехова
    Оно представляет собой комическую пародию на учёный язык; этим якобы учёным языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно учёному соседу. В ранних произведениях Чехова ещё нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает...смотреть целиком
  3. Мир детства у Чехова
    Мир детства - особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. Все мы помним сказку о Голом Короле: правду смог увидеть и высказать только ребенок. Существует даже понятие "детскости" как психологической...смотреть целиком
  4. Мир природы и человека
    Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья... Ф. И. Тютчев Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит "концентрированную жизнь"....смотреть целиком
  5. Художественный стиль рассказов Чехова
    В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное,...смотреть целиком
  6. Над кем и чем смеется Чехов в своих рассказах  Новое!
    Величайший русский писатель и драматург А. П. Чехов — автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные истории». В них он высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание...смотреть целиком
  7. Оставляет ли Чехова шанс героям  Новое!
    Сразу вспоминается роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, именно тот эпизод, где Воланд объясняет буфетчику Сокову о первой и второй свежести. Городок С. поражает насыщенностью серого цвета и пыли. Это мир, где время двигается узкими кругами бытового...смотреть целиком