Всей своей жизнью и творчеством А. П. Чехов был тесно связан с Москвой. Писатель любил этот город, чувствовал его своеобразие, тот особый колорит, который отличает его от других мест России, понимал его огромное значение в культурной жизни страны. Образ Москвы в сознании Чехова был неразрывно связан с образом Родины. Однажды, любуясь видом с Воробьевых гор, Антон Павлович сказал: «…кто хочет знать Россию, должен посмотреть отсюда на Москву». Чехов долгое время жил в этом городе, учился в Московском университете. В Москве началась и литературная деятельность писателя. Чехов жадно вбирает в себя московские впечатления. «Я ужасно полюбил Москву, — пишет он своему другу. — Я навсегда москвич».

В ранние годы Чехов активно сотрудничает с московскими журналами и газетами, такими, как «Сверчок», «Новости дня», «Москва». За первые пять лет им было написано более 500 небольших рассказов, юморесок, подписей к рисункам. Работа в юмористических журналах становится для писателя литературной школой; в этот же период формируется главный чеховский принцип: «Краткость — сестра таланта».

Впечатления первых московских лет наиболее широко отражены в большом цикле фельетонов «Осколки московской жизни». Название полностью отражает характер произведений: это не полная картина московской жизни, а лишь короткие зарисовки, рисующие отдельные стороны действительности города. Издатель цикла ставил перед автором конкретную задачу: «говорить о всем выдающемся в Москве по части безобразий». Конечно, это ограничивало Чехова. Но при всем при этом фельетоны писателя становятся одним из интереснейших источников для характеристики жизни Москвы 80-х годов прошлого столетия. Цикл являет собой яркую мозаику бытовых картин. Здесь мы видим и московских женихов и невест, и гробовщиков, и. распродажу в магазинах, и судебные дела, и студенческие праздники. Ряд фельетонов посвящен торговцам, фабрикантам. Огромное внимание уделяется театральной жизни Москвы, различным увеселениям.

Уже в этом цикле. Чехов выступает смелым обличителем пошлости, косности нравов мещанской и купеческой Москвы, примитивности бульварной литературы и прессы. Писатель встает на защиту «маленького человека», людей труда, говорит о тяжелой судьбе «мальчиков», находящихся в услужении у грубых лавочников, о притеснениях артистов. В некоторых фельетонах Чехов поднимается от мелких фактов на уровень значительных обобщений. Так, к примеру, в фельетоне о неплательщиках долгов «Обществу вспомоществования недостаточным студентам» Чехов с гневом говорит о сытых прокурорах, адвокатах и докторах, которые лишь «заняты своей сытостью».

Со временем растет известность Чехова, оттачивается его мастерство. Писатель переходит к серьезным реалистическим рассказам. Действие одного из самых значительных из них — рассказа «Попрыгунья» — также происходит в Москве. Можно назвать даже имена конкретных москвичей, которые послужили прототипами Дымова и Ольги Ивановны. Московская тема находит отражение и в чеховской публицистике начала 1890-х годов. В фельетоне «В Москве» писатель дает сатирический портрет «московского Гамлета», вечно брюзжащего, всем недовольного интеллигентного обывателя. В фельетоне «Фокусники» высмеивает шарлатанов и псевдонауку.

Конечно, отдельной темой сочинения могла бы стать история Чехова-драматурга. Постановки его пьес осуществлялись в Москве. «Иванов» был поставлен на сцене театра Корша.

Драма вызвала ожесточенные споры среди зрителей, которые Чехов назвал «всеобщим аплодисменто-шиканьем». Потом были «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Леший». Летом 1898 года, уступив настойчивым просьбам Немировича-Данченко, который участвовал тогда в создании Художественного театра, Чехов отдал ему свою пьесу «Чайка». Чехова заинтересовал новый театр, его творческие искания. В Ялте писатель получает от Немировича-Данченко телеграмму: «Только что сыграли «Чайку», успех колоссальный». С тех пор связи Чехова с Москвой приобретают новые формы. Частые поездки писателя в старую столицу делают его непосредственным участником культурной жизни города. В 1899 году в Художественном театре состоялась премьера пьесы «Дядя Ваня». «Художественный театр — это лучшие страницы той книги, какая будет когда-либо написана о современном русском театре», — утверждает в то время Чехов.

Тоска писателя по Москве становится все сильнее. «Дорого бы дал, чтобы провести хотя бы один день в Москве…» — пишет Чехов. К этому же периоду относится и рассказ «Дама с собачкой». В чувствах москвича Гурова угадываются настроения самого писателя. Свою тоску по Москве Чехов передает и героиням пьесы «Три сестры». Для сестер Прозоровых Москва становится символом всего лучшего в жизни: «В Москву? В Москву! В Москву!»

Огромнейшее впечатление на всю труппу Художественного театра производит последняя пьеса Чехова — «Вишневый сад». Писатель принимает активное участие в подготовке постановки этой пьесы. Премьера «Вишневого сада» совпала с чествованием Чехова в связи с двадцатипятилетием его литературной деятельности. В приветственном слове Немирович-Данченко сказал: «Наш театр в такой степени обязан твоему таланту, твоему нежному сердцу, твоей чистой душе, что ты по праву можешь сказать: «Это мой театр».

3 мая 1904 года Чехов приехал в Москву в последний раз. 2 июля он скончался на курорте Баденвейлер. Похоронен писатель в Москве на Новодевичьем кладбище. Чехов навсегда остался москвичом.

Похожие сочинения

  1. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова
    Мир чеховских произведений включает в себя множество разнообразных человеческих типов. Это и чиновники-приспособленцы, и недалекие обыватели, благородные мечтатели и люди совести, не удовлетворенные собой и общественными законами. В 80-е годы XIX века...смотреть целиком
  2. Мир детства у Чехова
    Мир детства - особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. Все мы помним сказку о Голом Короле: правду смог увидеть и высказать только ребенок. Существует даже понятие "детскости" как психологической...смотреть целиком
  3. Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова  Новое!
    После смерти Чехова Л.Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что он понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предмет исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского)...смотреть целиком
  4. Чехов, как величайший мастер короткого рассказа  Новое!
    Чехов вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как Чехов, использовать выразительные средства и в минимальный объем рассказа вместить такое глубокое содержание. Это хорошо видно...смотреть целиком
  5. Нравственность в рассказах Чехова
    А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы — период безвременья, когда идеалы народничества...смотреть целиком
  6. Студенческие годы Чехова
    Но декан университета категорически отклонил кандидатуру Чехова. Мысль о том, чтобы доверить университетскую кафедру писателю, да еще такому, который подписывал когда-то свои рассказы легкомысленным псевдонимом Антоша Чехонте, показалась ему кощунственной....смотреть целиком
  7. Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского
    Тема «маленького человека» в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие...смотреть целиком