На протяжении всей своей твор­ческой деятельности Чехов вы­ступал и как прозаик, и как драматург. Между его прозой и драматургией существует тесная связь, выражающаяся в общности проблематики, широте социально-философских обобщений, в сходных худо­жественных приемах. Взаимодействие прозы и дра­матургии благотворно сказалось во многих его про­изведениях. Рассказам Чехова (особенно раннего периода) присущи сценичность, драматургическая чет­кость, лаконизм в развитии действия. Пьесы же, в свою очередь, строились у Чехова с использованием новаторских принципов его прозы.

В конце 80-х гг. Чехов пишет несколько шу­точных небольших пьес, которые часто называют водевилями («Медведь», 1883, «Предложение», 1888, «Свадьба», 1889, «Юбилей», 1891). Пьесы эти, на­писанные очень живо, динамично, с большим чув­ством юмора и содержащие тонкие психологические характеристики действующих лиц, пользуются боль­шой популярностью и в наши дни.



Первая большая пьеса Чехова, поставленная на сцене,— «Иванов» (1887—1889). В судьбе героя (наде­ленного подчеркнуто распространенной фамилией), по авторскому замыслу, должна была отразиться драма целого поколения «надломленных» и тоскующих по «общей идее» людей — самых обыкновенных, ничем не примечательных, живущих «без веры», «вне ко­леи», но рвущихся к осознанию смысла жизни.

Пьеса, затрагивающая острые проблемы современ­ной общественной жизни, привлекла внимание зри­телей и театральной критики. Однако «Иванов» в истории формирования драматургической системы Че­хова занимал еще промежуточную позицию. В пол­ной мере новаторские принципы драматурга прояви­лись в «Чайке».