Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова - это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность - обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.

А. Чехов старался изобразить именно «средних», обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники - все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического - как разных проявлений жизни, в котором рядом сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое болото.

Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился - Екатерину Туркину («Котика»). Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражительный, равнодушный к людям. Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе («Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть» - утверждает он.

Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь». Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала «легкое» приключение. И чувство оказывается сильнее «Эта их любовь изменила их обоих», - пишет Чехов.






Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних»

Похожие сочинения

  1. Рассказ в рассказе характерный литературный прием Чехова
    В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», которые воспринимаются как «маленькая трилогия», ибо они объединены не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией («рассказ в рассказе»)....смотреть целиком
  2. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова
    Мир чеховских произведений включает в себя множество разнообразных человеческих типов. Это и чиновники-приспособленцы, и недалекие обыватели, благородные мечтатели и люди совести, не удовлетворенные собой и общественными законами. В 80-е годы XIX века...смотреть целиком
  3. Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова
    В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором...смотреть целиком
  4. Мой любимый рассказ А. П. Чехова
    Среди бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию, великолепной, как неотесанный алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и красоте. Писательский...смотреть целиком
  5. Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова
    В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объема повествования...смотреть целиком
  6. Мотив несостоявшейся любви в рассказах Чехова  Новое!
    Мотив возможной, но парадоксально несостоявшейся любви, любви с оттенком некоей иллюзорности и нереальности, прослеживается в рассказах «О любви», «У знакомых», «На пути», «В родном углу», «Поцелуй». Герои этих рассказов в силу разных причин не решаются...смотреть целиком
  7. Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова
    Гуманистическая тема «маленького человека», волновавшая долгое время — от Пушкина до Достоевского — русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания...смотреть целиком