После смерти Чехова Л.Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что он понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предмет исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приёмы, которые использовали в своём творчестве писатели, различны.

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах Чехову пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объём втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространственные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать всё о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведённый до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражён, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В последней фразе дано практически объяснение всему: «Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой», приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В определённом смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет её, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел её вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась.

Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить её, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь неопределённость и вызывала непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься. Отсюда и чехлы, и футлярчики, в которые были упакованы его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже весёлое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла.

Оленька Племянникова в чём-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Но если «душечка» не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зелёным пояском – деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини больше, чем развёрнутая характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в «Вишнёвом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишнёвого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.

К концу проходит XX век. Человечество готовится встретить третье тысячелетие. Но Чехов остаётся для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.

Рецензия


В работе автор демонстрирует хорошее знание фактического материала. Недостатком сочинения является слишком подробный пересказ текстов. Не хватает промежуточных выводов о роли детали в рассказах А.Чехова. Ученица слишком увлеклась приведением примеров, не высказаны мысли о том, какова же роль детали в каждом рассказе. Делается лишь общий вывод.

Похожие сочинения

  1. Мой любимый рассказ А. П. Чехова
    Среди бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию, великолепной, как неотесанный алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и красоте. Писательский...смотреть целиком
  2. Путь романиста
    Чехов столь прочно занимает место в самом высшем ряду русских прозаиков, что забывается его существенное отличие от остальных. Все наши великие мастера прозы оставили по себе вещи, которые можно — взятые в единственном числе — считать репрезентативными....смотреть целиком
  3. Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе
    Еще в 1882 г. Пушкин заметил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во...смотреть целиком
  4. Водевиль Чехова
    Чехов-драматург не только автор больших пьес, но и непревзойденный мастер малых форм, водевилей. "Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр", - говорил он в одном из писем. К тому времени уже были написаны "О вреде...смотреть целиком
  5. Начало духовной биографии героя рассказах Чехова о детях  Новое!
    Отношение к миру формируется у человека, пока еще неосознанно, с детства, с этого начального этапа духовной биографии всякой личности. Детство… Счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети - самые активные защитники справедливости,...смотреть целиком
  6. "Не смерть страшна, страшна бывает жизнь ненужная" (Оскар Хайям)
    И вообще, идти против самого себя не всегда приятно, но, когда удаётся преодолеть значительную часть пути, начинаешь понимать, что так интереснее, чем плыть по течению, ни в чём себе не отказывая, ничего не преодолевая. А так каждую секунду ощущаешь,...смотреть целиком
  7. Будущее
    Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,...смотреть целиком