Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется... Ф. И. Тютчев Антон Павлович Чехов — удивительно тонкий художник и лирик, умеющий в нескольких фразах обрисовать обстановку, в которой живут и действуют его герои, и их самих с индивидуальными особенностями, незабываемыми чертами лица и характера. Повесть «Дом с мезонином» вся соткана из пастельных тонов: здесь нет сильных чувств, ярких красок, социальных противоречий. В небольшом по объему произведении Чехов сумел показать ту атмосферу, в которой жили «барские усадьбы», когда уже повеял ветер перемен, наступила пора «хождения в народ». На фоне меланхолической жизни помещика Белокурова, художника N. и помещиц Волчаниновых автор ненавязчиво показывает основные противоречия эпохи. Народники считали, что просвещением крестьян спасают их от тягот жизни. Либералы возражали — излишняя забота еще больше усугубляет жизнь народа, ибо открывает ему глаза на собственную беспросветную жизнь. Нужны радикальные перемены, потому что народ изнемогает от непосильного труда, а половина общества лишь разглагольствует о народе, живя за его счет, не желая работать. А. П. Чехов очень точно передает суть противоречий, возникших в русском обществе. Причем спорят обе стороны о народе, не включая его в свои «ряды», ибо «Марфам, Пелагеям, Аннам, как, собственно, и их мужьям», не понять сути спора, они темны и неграмотны, замучены тяжким трудом и вечным страхом голода. Лидия Волчанинова обрисована деятельной «земкой», она учит, лечит крестьян, пытается им помочь, бесконечно гордится своей деятельностью, презирает безделье помещика Белокурова и художника N. и им подобных. Мягко, но очень обстоятельно художник N. возражает ей: «Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь лечатся, рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и вони... Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут...» Лидии нечем возразить, она понимает правоту сказанного, но раздражается тем сильнее, чем больше справедливости в сказанном. Она приводит безошибочный, аргумент в свою защиту, обвиняя оппонента в бездействии: «...нельзя сидеть сложа руки». N. достаточно умен, как всякий интеллигент, умеет красочно, обстоятельно и аргументированно выражать свои мысли, но только лишь красиво говорит. Он прекрасно проповедует идею всеобщего труда, тогда, по его словам, наступит благоденствие. & Нужно освободить людей от тяжкого физического труда... нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не всю жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности... Возьмите на себя долю их труда. Если бы see мы, городские и деревенские жители, все без исключения, согласились поделить между собой труд... то на каждого из нас, 5ыть может, пришлось бы не более двух-трех часов в день...» Лидию раздражают разглагольствования праздного художника. Она понимает справедливость его речей, но за ними ничего не стоит, только красивые фразы. О каком физическом труде может идти речь, если он не занимается даже тем, что хорошо умеет,— живописью. Но читателю не хочется быть и на стороне Лидии, она постоянно раздражена. Это создает впечатление, что выполняет )на дело без души, по раз и навсегда заведенному правилу, это ie дает ей удовлетворения, а лишь право презирать остальных людей, не занятых, по ее понятиям, полезным трудом. Лидия по натуре — диктатор, она даже благотворительную деятельность |, выполняет, как сваи забивает: тяжеловесно, напористо; неоднократно автор подчеркивает внешнюю красоту Лидии. Ей бы заняться устройством личной жизни, она не может составить собственного счастья, может быть, обрекает на одиночество сестру, а пытается навязать счастливую жизнь окружающим. Интересна позиция А. П. Чехова, он не высказывает ни симпатии, ни осуждения изображаемым героям, а оставляет это на откуп читателям. С мягкой иронией рисует автор своих праздных персонажей, рассуждающих о «мировых» проблемах, решение которых не под силу философам. Чехову грустно от пошлости их жизни, хотя прямо об этом он и не говорит, но общий настрой произведения овеян общей грустью. Сколько можно говорить о народном счастье? Надо действовать, но не так, как Лидия, и уж тем более не так, как художник N. Самоустраняться от жизни, рассуждая о том, как надо бы делать,— пустое и скучное занятие. А. П. Чехов прекрасно обрисовал обстановку, в которой велись эти бесплодные споры интеллигентов, боящихся жизни, умеющих только красиво говорить.


Похожие сочинения

  1. Рассказ в рассказе характерный литературный прием Чехова
    В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», которые воспринимаются как «маленькая трилогия», ибо они объединены не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией («рассказ в рассказе»)....смотреть целиком
  2. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова
    Мир чеховских произведений включает в себя множество разнообразных человеческих типов. Это и чиновники-приспособленцы, и недалекие обыватели, благородные мечтатели и люди совести, не удовлетворенные собой и общественными законами. В 80-е годы XIX века...смотреть целиком
  3. Этапы творческого пути Чехова
    Оно представляет собой комическую пародию на учёный язык; этим якобы учёным языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно учёному соседу. В ранних произведениях Чехова ещё нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает...смотреть целиком
  4. Читая А.П. Чехова
    Почти в любом российском городе есть улицы, носящие имя Антона Павловича Чехова. Конечно, названные так в 30-50-е годы, в большинстве своем они не имеют непосредственного отношения к писателю, Антон Павлович не мог побывать во всех российских городах...смотреть целиком
  5. О Таганроге, где родился Чехов
    В домике в Таганроге, где родился Чехов подрастали дети, и Павел Егорович хотел, чтобы, когда они поступят в гимназию, к ним относились лучше, считал их детьми из состоятельной семьи. 17 (29) января 1860 года в Таганроге, в маленьком домике на Полицейской...смотреть целиком
  6. Тема “футлярной” жизни в рассказах А. П. Чехова
    Предметом творческого исследования является для Чехова сложный и противоречивый мир человеческой души. В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории целых жизней людей, изменение их внутреннего мира. На современном ему материале он ставит...смотреть целиком
  7. Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
    После смерти Чехова Л.Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого...смотреть целиком