В статье «По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» А. М. Горький писал: «Всего более и всего чаще в человеке борются два взаимно друг друга отрицающие стремления: стремление быть лучше и стремление лучше жить. Объединить эти два позыва в стройное одно - невозможно при существующей путанице жизни». В селе Уклееве (повесть «В овраге», 1900) фабриканты Хрымины и лавочник Цыбукин наживаются на беспросветной нищете народа. Для них стремление лучше (богаче, сытнее) жить полностью исключало желание «быть лучше», стать человеком. Цыбукины живут хищной, нечистоплотной жизнью. Анисим, старший сын Цыбукина, служит в полиции и - делает фальшивые деньги. Под стать Цыбукиным и гости на свадьбе Анисима и Липы: «Волостной старшина и волостной писарь, служившие вместе уже четырнадцать лет и за все это время не подписавшие ни одной бумаги, не отпустившие из волостного правления ни одного человека без того, чтобы не обмануть и не обидеть, сидели теперь рядом, оба толстые, сытые, и казалось, что они уже до такой степени пропитались неправдой, что даже кожа на лице у них была какая-то особенная, мошенническая».

Основная идея повести «В овраге» - моральное превосходство тружеников над эксплуататорами. Эту мысль высказывает старый плотник Костыль. «Кто же старше? - спрашивает он. Купец первой гильдии или плотник?» И отвечает: «Стало быть, плотник, деточки!.. Кто трудится, кто терпит, тот и старше». В этих словах звучит гордость рабочего человека, впервые осознавшего себя законным хозяином жизни. Они перекликаются с прозвучавшими годом позже словами Нила из пьесы А. М. Горького «Мещане»: «Хозяин тот, кто трудится».



Идея повести реализуется противопоставлением двух основных героинь - хищницы Аксиньи и кроткой, работящей Липы. Выданная замуж за богатого Анисима, Липа не чувствовала себя хозяйкой в доме: «ей казалось, что она на поденке». Когда Анисима арестовали, Аксинья, вторая невестка Цыбукиных, чтобы остаться единственной наследницей их богатства, обварила кипятком ребенка Липы, а ее выгнала из дома. Возвращаясь, из больницы с мертвым ребенком, Липа встретила старика крестьянина, который, выслушав ее печальную повесть, сказал: «Я во всей России был и все в ней видел, и ты моему слову верь, милая. Будет и хорошее, будет и дурное». Липа поступает работать на кирпичный завод. Повесть заканчивается картиной вечера, завершающего трудовой день. В толпе работниц «впереди всех шла Липа и пела тонким голосом и заливалась, глядя вверх на небо, точно торжествуя и восхищаясь, что день, слава богу, кончился и можно отдохнуть»: Эта картинг вызывает у читателя уверенность, что «хорошее» будет принадлежать не владелице завода Аксинье, а таким простым, скромным труженикам, как Липа.


Оптимистическим чувством окрашены последние произведения, писателя. Уже в повести «Три года» рядом с наследником богатого купеческого дела Алексеем Лаптевым, испытывавшим отвращение к своей бессмысленной, праздной жизни, Чехов показал трудящихся интеллигентов - Рассудину и Ярцева. «У рабочего класса, к которому я принадлежу, есть одна привилегия: сознание своей неподкупности, право не одолжаться у купчишек и презирать», - говорит Лаптеву Рассудина. Иван Ярцев окончил два факультета, был магистром химии, преподавал физику и естественную историю, кроме того, он занимался еще социологией и русской историей. Им владеет жадное стремление побольше узнать и побольше успеть сделать. «Жизнь, голубчик, коротка. и надо прожить ее получше», - говорит он Лаптеву. С восклицанием отзывается он о подрастающем молодом поколении и предсказывает ему светлое будущее: «Знаете, я с каждым днем все больше убеждаюсь, что мы живем накануне величайшего торжества, и мне хотелось бы дожить, самому участвовать».

«Жизнь коротка» - это очень хорошо чувствовал Чехов, здоровье которого катастрофически ухудшалось. Начиная с 1897 года кровохарканье становится все чаще, все продолжительнее и мучительнее. Врачи велят писателю жить на юге. В 1899 году он продал Мелихово и поселился в Ялте. Несмотря на тяжелую болезнь, писатель продолжает неутомимо работать, в его произведениях все сильнее звучит «нота бодрости и любви к жизни» (Горький). Лучшие герои произведений Чехова, такие, как Анна Сергеевна («Дама с собачкой», 1899), Подгорин («У знакомых», 1898), верят, что помимо этого сонного и полумертвого существования, которое они ведут, «есть же… другая жизнь», что наступят «новые формы жизни, высокие и разумные».

Похожие сочинения

  1. Провинциальный городок в произведениях Чехова
    Провинциальный городок в произведениях Чехова воспринимается мною как некий собирательный образ. Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходящие в этот город. Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы,...смотреть целиком
  2. Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова
    В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором...смотреть целиком
  3. Этапы творческого пути Чехова
    Оно представляет собой комическую пародию на учёный язык; этим якобы учёным языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно учёному соседу. В ранних произведениях Чехова ещё нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает...смотреть целиком
  4. Тема “футлярной” жизни в рассказах А. П. Чехова
    Предметом творческого исследования является для Чехова сложный и противоречивый мир человеческой души. В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории целых жизней людей, изменение их внутреннего мира. На современном ему материале он ставит...смотреть целиком
  5. Творчество Чехова в 1898 году
    В 1898 году были написаны «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка». Если в начале своего творческого пути Чехов смеялся над духовным убожеством мещанина, то в этих произведениях ОБ обличает обывательщину как страшное общественное зло. Рассказ...смотреть целиком
  6. Чехов смеется  Новое!
    Чеховские рассказы написаны больше ста лет тому назад. Люди ничего не слышали и не знали ни о реактивных самолетах, ни о телевизорах, ни об освоении космоса. По улицам ездили экипажи, запряженные конями. Асфальтированных тротуаров не было, как не было...смотреть целиком
  7. Аполитичность творчества Чехова
    Человек должен стремиться к тому, чтобы стать правдивым и добрым, должен жить своим трудом, и чем большее число люден достигнет нравственного совершенства, тем легче станет жизнь — таков был в конце 80-х годов наивный: общественный идеал Чехова. Мыслитель...смотреть целиком