Таганрогская гимназия была на отличном счету у министра просвещения Д. А. Толстого. Учителя подбирались по признаку благонадежности. Учился Чехов неважно. Сказывалась и перегруженность различными обязанностями, которые Павел Егорович взваливал на плечи сыновей, и казенная, убивающая всякую любознательность система преподавания. Дважды Чехов был оставлен на второй год: в третьем классе из-за географии и арифметики, в пятом — из-за греческого языка. По русской словесности он никогда не получал больше четверки. А между тем писательский талант Антона Павловича проявился очень рано. Уже будучи знаменитым писателем, Чехов, перечитывая свое школьное сочинение «Киргизы», сказал удивленно: «Я бы и сейчас не написал лучше».

По вечерам Антон разыгрывал сочиненные им сценки, изображая то ученого, излагающего теорию со-тво-рения мира из хаоса, в котором «коринка была до такой степени смешана с изюмом, что их невозможно было отличить, а луну должны были отмывать прачки», то градоначальника, отбивающего в церкви поклоны перед иконой. Невежественный преподаватель превращался в этих импровизациях в выжившего из ума’лжеученого; самодур-градоначальник — в придурковатого старичка, все достоинство которого заключалось в болтающейся на боку сабле. Став смешными, они переставали казаться сильными. Чехов с радостным чувством убеждался в волшебной силе смеха.

В тринадцать лет Чехов впервые попал в театр. Шла оперетта «Прекрасная Елена». Жиденький оркестр, галерка, забитая шумными зрителями, игра артистов—; все это ошеломило Антона.

Чехов полюбил театр. В те дни, когда гимназистам запрещали посещать театр, он пробирался на спектакль переодетый и загримированный, с подвязанной бородой, в синих очках. Антон еще не имел понятия, что такое драма, комедия или оперетта, ему все было одинаково интересно. Скупой на слезы, он плакал на инсценировке «Хижины дяди Тома», смеялся над лукавыми продел-ками Льва Гурыча Синичкина, холодел от волнения, слушая монологи Гамлета.

Иногда вместе с детьми в театр отправлялась мать. Она садилась внизу, в партере, а сыновья — на галерке. После каждого действия Антон к великому смущению матери вызызал не артистов, а важно восседавших в первых рядах купцов-греков:

— Алсрераки!— кричал он срывающимся мальчишеским голосом, — Катапули

Зал разражался хохотом, а возмущенные купцы уходили иногда до окончания спектакля.

Дома Антоша вместе с братьями разыгрывал целые сггектакли: украинские водевили и даже гоголевского | Ревизора».

У гимназического товарища Чехова, Дросси, молодежь организовала любительский театр, для которого Чехов писал веселые сценки из таганрогской жизни.

Похожие сочинения

  1. Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова
    Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А. П. Чехов Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное...смотреть целиком
  2. Рассказы Чехова о детях  Новое!
    Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог, А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора»...смотреть целиком
  3. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова
    Мир чеховских произведений включает в себя множество разнообразных человеческих типов. Это и чиновники-приспособленцы, и недалекие обыватели, благородные мечтатели и люди совести, не удовлетворенные собой и общественными законами. В 80-е годы XIX века...смотреть целиком
  4. Тема “футлярной” жизни в рассказах А. П. Чехова
    Предметом творческого исследования является для Чехова сложный и противоречивый мир человеческой души. В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории целых жизней людей, изменение их внутреннего мира. На современном ему материале он ставит...смотреть целиком
  5. Этапы творческого пути Чехова
    Оно представляет собой комическую пародию на учёный язык; этим якобы учёным языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно учёному соседу. В ранних произведениях Чехова ещё нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает...смотреть целиком
  6. Смешное и трагическое в творчестве А.П. Чехова
    Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. A.M. Горький Чехов жил и творил в конце XIX — начале XX века, в переломную эпоху русской истории, накануне двух войн и двух революций, в период пробуждения сознания широких масс. Свой гражданский...смотреть целиком
  7. Крестьянская жизнь в произведениях Чехова  Новое!
    Чехов писал о многом и о разном, очень много писал о «хмурых» людях, но не их образы утверждают его всемирную славу, а те произведения, которые говорят о вере его героев в лучшее будущее. «На заднем плане его картин почти всегда ощутимо дыхание, широкого...смотреть целиком