В творчестве А.П. Чехова основным предметом художественного изображения явилась жизнь простых людей, их повседневный быт, в котором не происходит ничего необычного. Жизнь чеховских персонажей течет медленно и незаметно. Однако постепенно складывается общая картина «трагизма мелочей жизни», в котором торжествуют скрытое зло и неблагополучие. Толстовская «диалектика души» получает у Чехова дальнейшее развитие, помогая писателю правдиво воссоздавать внутренний мир героев, передавать различные оттенки настроения. В произведениях Чехова мы не найдем однозначно положительных и отрицательных персонажей. Жизненная драма героев писателя складывается не по их вине, а вследствие общего неблагополучия действительности. Тем не менее, даже в такой, казалось бы, беспросветной жизни порой случается то, что способно менять человека к лучшему, что зарождает в нем желание отказаться от прежней жизни и начать жизнь новую.
Такое духовное перерождение человека мы видим в рассказе Чехова «Дама с собачкой», ставшем одним из самых известных произведений писателя. Поначалу жизнь главного героя Гурова идет по раз и навсегда заведенному распорядку, и даже курортный роман не обещает как будто бы никаких существенных перемен, а воспринимается как пошлое развлечение в пошлой жизни. «… Было бы не лишнее познакомиться с ней», - как бы между прочим решил Гуров, обратив внимание на одиноко гуляющую даму с собачкой. Случилось то, что обычно случается в жизни: между героями завязался роман.
Героиня поначалу очень тяжело переживает случившееся, относясь к нему «точно к своему падению». Не случайно автор сравнивает ее с «грешницей на старинной картине». Душевное состояние Анны Сергеевны помогает понять и «одинокая свеча», едва освещавшая ее лицо; и «мертвый вид» города, когда они вышли из «душной» комнаты; и «шум моря», говорящий «о вечном сне, какой ожидает нас». Однако дальше все идет свои чередом. Для того, чтобы подчеркнуть обычность происходящего, автор отводит описанию всех последовавших за первым свиданием встреч Гурова и Анны Сергеевны всего полстраницы. А потом неизбежное расставание. Все случившееся герои восприняли как «сладкое забытье», как «безумие». Недаром, проводив Анну Сергеевну, Гуров почувствовал себя так, «как будто только что проснулся».
Итак, курортный роман завершился, и герои вернулись к прежней жизни. Однако Дмитрий Дмитрич очень ошибался, полагая, что «пройдет какой-нибудь месяц» и все забудется. Обычные занятия и развлечения не только не приносят больше удовлетворения, но и откровенно противны Гурову. Любовь точно переродила его. Он остро ощущает свое теперешнее одиночество. «Бескрылая жизнь» довела Гурова до того, что ему «не хотелось никуда идти, ни о чем говорить». Не случайно сейчас герою нередко сопутствует серый цвет: в гостинице пол был «обтянут серым сукном», перед домом Анны Сергеевны он видит «забор, серый, длинный»; гостиничная постель покрыта «дешевым серым» одеялом. Однако нельзя не отметить, что впоследствии серого цвета платье станет для героя любимым, поскольку это будет платье любимой женщины. Теперь же Гурова преследует одна мысль: увидеть Анну Сергеевну.
А что же героиня? В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда героиня пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее в толпе, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась; рядом снова муж-лакей, которого она не любила и не уважала. Но вот новая, совсем неожиданная для Анны Сергеевны встреча с Гуровым. И «безумие» возвращается. Теперь и он, и она живут как двумя жизнями: одной «явной» и другой – «протекавшей тайно». Но именно эта тайная жизнь, по мнению героя и автора, и есть «настоящая, самая интересная жизнь». А внутренний монолог героя говорит нам об убежденности Гурова в том, что все так живут.
И что же дальше? По сути, к концу рассказа одна сложная ситуация выливается в новую, еще более сложную. О дальнейшей судьбе героев можно лишь гадать. Такой «открытый» финал подчеркивает глубину и сложность конфликта, далеко выходящего за рамки личных судеб персонажей. Писатель побуждает нас задуматься о новой жизни, когда у людей действительно все будет прекрасно. «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, - читаем мы в финале рассказа, - и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко». Тем не менее, «любовь изменила их обоих», она дала им возможность подняться над бескрылым миром. Бесконечной влюбленностью в жизнь отличался сам А.П. Чехов и потому дорожил мгновениями открытого, сердечного общения между людьми. Подтверждением сказанного являются многочисленные чеховские рассказы, среди которых в числе первых мы, безусловно, назовем «Даму с собачкой».

Похожие сочинения

  1. Своеобразие юмора в произведениях А. П. Чехова
    Очистительную силу смеха использовали многие писатели в своих творениях. Особенно ярко смех проявился в сатирических произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Чехов вслед за своими великими предшественниками также отдает должное юмору. Но...смотреть целиком
  2. Нравственность в рассказах Чехова
    А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы — период безвременья, когда идеалы народничества...смотреть целиком
  3. Проблема деградации личности в рассказах Антона Чехова  Новое!
    Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова - это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе,...смотреть целиком
  4. Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова  Новое!
    Смерть ҹиновника один из самых смешных рассказов Антона Павловиҹа Чехова. Даже его трагиҹеская развязка не омраҹает комиҹеской природы произведения. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он...смотреть целиком
  5. Способы осмеяния пороков в рассказах А. П. Чехова
    Рассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том, что едва заметно, что прячется под обычной и привычной повседневностью. Яркий факт социального зла и неправды, резкий и бросающийся...смотреть целиком
  6. Чехов драматург
    На протяжении всей своей творческой деятельности Чехов выступал и как прозаик, и как драматург. Между его прозой и драматургией существует тесная связь, выражающаяся в общности проблематики, широте социально-философских обобщений, в сходных художественных...смотреть целиком
  7. Изображение "пошлости пошлого человека" в рассказах А.П. Чехова
    В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет ряд рассказов на тему интеллигенции. Вслед за Горьким, который боролся в своих произведениях с "интеллигентами", ничего не оставившими после себя на земле, кроме мусора, Чехов бьет...смотреть целиком