Антон Павлович Чехов глубоко видел ложь и неправильность жизни, он высмеивал не отдельных людей с их индивидуальными недостатками, а стремился к глубоким обобщениям. В его рассказах действуют не люди, а чины и состояния — доктора, репортеры, чиновники и т. д. Поэтому рассказ «Смерть чиновника» производит комическое впечатление — умирает не человек (тогда смех был бы кощунственным), а всего лишь чиновник. Классическая русская литература всегда жалела слабых и униженных. Для Чехова же те, кто добровольно становится рабом, привыкает унижаться, так же смешны и ничтожны, как сильные мира сего. Чиновник, герой чеховского рассказа, сам отвык видеть в себе человека и сам старательно поддерживает привычный для него порядок жизни. В конце концов достаточно доброжелательного и либерального генерала он своей навязчивостью раба превращает в «грозного начальника» и от этого умирает.

То же самое характерно для героя рассказа «Унтер Пришибеев» — человека маленького и пришибленного, бывшего швейцара, который сейчас нигде не служит. Он попал под суд, его нужно было бы пожалеть, но никакого сочувствия к нему у Чехова нет. Он попал под арест за то, что переборщил в своем стремлении защитить власть от «непорядков», он добровольный— что самое страшное — доносчик и кляузник. Пришибеев тупой и ограниченный человек, однако знает, что по отношению к начальству он должен быть почтительным и угодливым, а по отношению к народу может себе позволить быть держимордой. Самодурство и холуйство — две равновеликие стороны пршпибеевщины.

Подобные человеческие типы Чехов часто сравнивал с животными, рыбами, насекомыми. Особое место в этом ряду занимает герой рассказа «Хамелеон», полицейский надзиратель Очуме-лов. Это величественный страж порядка с начальственной осанкой, отрывистой, маловразумительной речью. Логика его рассуждений проста — кто сильнее, тот и прав. И этот герой тоже может мгновенно перейти от угодничества к самоуправству и обратно. Комизм рассказа строится на том, что «начальственную горд ость» Очумел ову приходится показывать тогда, когда он сам безумно боится то важного генерала, то толпы, которая вдруг перестанет считать его страшным и грозным. Укушенный мастер Хрюкин — такой лее хамелеон, да и зрители, наблюдающие эту сцену, недалеко ушли.

«Смеясь над порядком, с тупой механической силой разъединяющим людей на разряды, ставящим одних в полурабскую зависимость от других... Чехов с грустью напоминает о забытом человеческом достоинстве» (3. Паперный).

Похожие сочинения

  1. Смешное и грустное в произведениях А.П. Чехова
    Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье. Это естественно. Так же естественно,...смотреть целиком
  2. Мир детства у Чехова
    Мир детства - особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. Все мы помним сказку о Голом Короле: правду смог увидеть и высказать только ребенок. Существует даже понятие "детскости" как психологической...смотреть целиком
  3. Этапы творческого пути Чехова
    Оно представляет собой комическую пародию на учёный язык; этим якобы учёным языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно учёному соседу. В ранних произведениях Чехова ещё нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает...смотреть целиком
  4. Творчество Чехова в начале ХХ столетия
    Начавшаяся в 1904 году война с Японией настолько взволновала Антона Павловича, что он долгое время не мог писать ни строчки. Часами просиживал Чехов над газетами и картами, изучая ход военных действий. Поражения русских войск отзывались в душе писателя...смотреть целиком
  5. Путь романиста
    Чехов столь прочно занимает место в самом высшем ряду русских прозаиков, что забывается его существенное отличие от остальных. Все наши великие мастера прозы оставили по себе вещи, которые можно — взятые в единственном числе — считать репрезентативными....смотреть целиком
  6. Проблема деградации личности в рассказах Антона Чехова  Новое!
    Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова - это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе,...смотреть целиком
  7. Тема духовного перерождения в рассказах А.П.Чехова
    Восьмидесятые годы XIX века – эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А.П.Чехов стремился средствами художественного слова сказать своим современникам: в любых условиях человек должен...смотреть целиком