Наиболее ярко она выражена в образе Беликова, «героя» рассказа «Человек в футляре». Буркин характеризует его как «явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге». Беликов боится действительной жизни и стремится спрятаться от нее. По существу, он - несчастнейший человек, отказывающий себе во всех радостях. Однако он отравляет жизнь не только себе, но и окружающим. Ему ясны только циркуляры, запрещавшие что-нибудь, а всякие позволения вызывают у него сомнения и страх: «Как бы чего не вышло». Он угнетает всех учителей своими «футлярными соображениями», под его влиянием в городе стали бояться всего: люди боятся «громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте».

Беликов - фигура карикатурная, напоминающая сатирические образы Щедрина, но беликовщина - реальное явление, характерное для эпохи Александра III. Недаром и слугой Беликова был полоумный Афанасий, постоянно бормотавший: «Много уж их нынче развелось!» Под «ими» Афанасий, по-видимому, подразумевал интеллигентов, на которых натравливало темную массу царское правительство. У Афанасия много общего со сторожем Никитой из «Палаты № 6», а это сходство подчеркивает далеко не безобидный политический смысл беликовщины. Он подтверждается и заключительными словами Буркина. После похорон Беликова все свободно вздохнули, но «прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».
СРОЧНОЕ похудение! Минус 2 КГ за 20 мин! СМОТРИ, но не увлекайся...

Внешне совсем не похож на Беликова Николай Иваныч Чимша-Гималайский, жизнь которого описывает его брат Иван Иваныч в рассказе «Крыжовник». Николай Иваныч, служивший в канцелярии, много лет мечтал о свободе деревенской жизни. Он копил деньги, чтобы купить усадьбу, и почему-то непременно хотел выращивать в ней крыжовник. Ради этого он, уже немолодым человеком, женился на некрасивой вдове, у которой были деньги, и за три года своей скупостью свел ее в могилу. Наконец мечта его сбылась: он приобрел имение, посадил крыжовник и был совершенно счастлив. Но это тупое, скотское счастье привело в ужас Ивана Иваныча, навестившего брата в его усадьбе.

На примере брата Иван Иваныч понял, как не нужно жить, и осудил также свое прошлое: «Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать?» И он призывает Алехина и Буркнна не примиряться с действительностью: «…если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом».

Похожие сочинения

  1. Сочинение по рассказу Чехова А.П. "Человек в футляре"
    Тонкий звук лопнувшей струны, замирающий и печальный, подвода в степи и бездонное небо над ней, белый шпиц на ялтинской набережной рядом со своей хозяйкой. Вначале приходят неясные картины, образы, звуки и лишь затем — сюжетные линии, имена героев, названия...смотреть целиком
  2. Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»
    Человек в футляре... Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. Когда я пробую представить себе этот образ, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. И самое интересное, что этот...смотреть целиком
  3. Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»
    В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие...смотреть целиком
  4. Человек в футляре в контексте человеческой сущности
    Человек в футляре… Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. Когда я пробую представить себе этот образ, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. И самое интересное, что этот человечек...смотреть целиком
  5. Превосходнейший тип «Человека в футляре» учитель гимназии Беликов  Новое!
    В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального...смотреть целиком
  6. Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
    Доктору Старцеву из рассказа «Ионыч» претит пошлое, бездуховное существование обитателей городка С., но он тем не менее соглашается жить по их законам: он регулярно наведывается а клуб, хотя там ему совсем не интересно, посещает «самую образованную и...смотреть целиком