А.П. Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Это ему принадлежит знаменитое высказывание: «Краткость - сестра таланта». Писатель считал, что одна деталь может рассказать о человеке гораздо больше, чем самый длинный рассказ.

Чехов долго писал очерки и фельетоны в юмористических журналах, поэтому там он отточил свое мастерство рассказчика: в небольшой объем надо было вместить большое содержание. В маленьком произ¬ведении невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому особую значимость в таких произведениях приобретает художественная деталь. Именно детали несут у Чехова большой смысл.

На протяжении всего своего творчества Чехов изучал внутренний мир человека, движения его души. Но все это скрыто от глаз наблюдателя, поэтому он обращает внимание на всякие мелочи. В чеховских рассказах нет случайных деталей, здесь все значимо. Буквально одна фраза может сказать о человеке все. Например, маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника». Главный герой этого рассказа - чиновник Червяков - многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» Гоголя. В театре, случайно чихнув, чиновник обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед генералом.

Бризжалов был незлым человеком, поэтому он сначала с пониманием отнесся к извинениям Червякова. Однако тот все ходил и изви¬нялся, чем разозлил генерала. Бризжалов выгоняет чиновника вон. Но Червяков не понимает, почему Бризжалов так раздражен, он испугался, что теперь его выгонят и с работы. Он приходит домой и от страха умирает. В заключительной фразе рассказа Чехов дает объяснение этому событию: «Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер».
Червяков настолько сжился со своей должностью, что даже не снял свой мундир. Чехов показал, что Червяков уже не человек, он - всего лишь винтик машины, все его стремления направлены лишь на удержание в этой системе.Одним из самых замечательных произведений А.П. Чехова являет¬ся рассказ «Человек в футляре». Сам герой рассказа и его образ стали сразу же нарицательными. Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее. Он так живет потому, что в любом многообразии, в переменах, в удовольствиях для него скрывалась неопределенность, которую он больше всего боялся. Беликов прятался от жизни. Ее суета, непредсказуемость и опасное движение вызывали у Беликова непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», что¬бы защититься. Отсюда все эти чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Чехлы и футлярчики, постоянно застегнутые наглухо, такой же застегнутый сюртук характеризуют Беликова лучше, чем любое длинное описание.

Беликов всю жизнь чего-то боялся, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

Прозаическое творчество Чехова было открытием для своего времени, потому что предлагало новые пути развития литературы. Чехов научил писателей XX века вниманию ко всему малому, незначимому, он повысил значение детали для характеристики персонажа. Каждая, даже самая маленькая деталь превращается у него в тонкую психологическую характеристику героя и его окружения.

Похожие сочинения

  1. Маленькая трилогия А. П. Чехова «Человек в футляре»
    Тему футлярного человека можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении Учитель словесности, но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая Маленькая трилогия,...смотреть целиком
  2. Рассказ «Человек в футляре»
    Устоявшиеся методы и средства анализа трудно применимы к его прозе и драматургии. Традиционные предметы литературоведческого исследования - событие, характер, идея, особенности стиля и языка - утрачивают у Чехова свою значимость и весомость. У него нет...смотреть целиком
  3. Что такое «беликовщина» на примере рассказа «Человек в футляре»
    В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие...смотреть целиком
  4. «Его врагом была пошлость» (по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
    Все рассказы Чехова вызывают у читателя глубокий эмоциональный отклик, ведь каждое произведение списано с натуры. Одним из свойств человеческой жизни, к величайшему сожалению, является огромная, всепоглощающая пошлость. Эта пошлость не дает человеку...смотреть целиком
  5. Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»
    Человек в футляре... Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. Когда я пробую представить себе этот образ, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. И самое интересное, что этот...смотреть целиком
  6. Неприятие автором жизненной позиции своих героев в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
    Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» задумывались Чеховым как части одного большого цикла, который, к сожалению, так и не был закончен. На принадлежность их к одной серии указывает общность идеи, мыслей и даже главных героев. Как и многие...смотреть целиком