Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

А.С. Пушкин
Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней.

Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая столица - сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком поглощён своими думами, мыслями, переживаниями.

Ему знаком только такой Петербург: "...духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу ".

Родион живёт в коморке, " которая походила более на шкаф, чем на квартиру ". И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь", "духота", как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: " Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина ..."

Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека - Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже " с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками ". В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия.

В Петербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть "один луч света". В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях".

Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.

Достоевский писатель –гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье "улица вдруг блеснёт". Фантастика, контрасты - вот Петербург Достоевского.

Похожие сочинения

  1. В Петербурге Ф. М. Достоевского
    Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гёте. М....смотреть целиком
  2. Духовные поражения и победы героев Ф.М.Достоевского
    "Бес богатства", "ротшильдовская идея" стали для Достоевского предметом специального художественного исследования в романе "Подросток". В мире разрушаемых ценностей, относительных идей, скептицизма и шатания в главных убеждениях...смотреть целиком
  3. Гениальность писателя неоспорима
    Максим Горький, во многом не соглашавшийся с Достоевским, порою страстно с ним полемизировавший, признавал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Искусство конца XIX и XX вв....смотреть целиком
  4. Тема маленького человека в произведениях Достоевского
    Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей - Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим...смотреть целиком
  5. Фантастический реализм Достоевского  Новое!
    В свое время Достоевскому до­велось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изобра­жает жизнь в столь резких столкновениях, конф­ликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жес­ток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах...смотреть целиком
  6. Говорящие заглавия произведений XIX века
    Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны — протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти...смотреть целиком
  7. Достоевский – художник бездны человеческой  Новое!
    Сочинение по русскому языку 10 класс. В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том,...смотреть целиком