В романе Достоевского « Бедные люди» наиболее полно изображается жизнь петербургских низов. Оригинальность этого романа в том, что он полностью состоит из писем героев. Именно этот жанр в полной мере помогает раскрыть автору свою тему – тему « маленького человека», позволила писателю точно передать психологию “бедных
людей”, их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство. Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни многочисленных обитателей Петербурга.
Макар Девушкин – человек застенчивый, но более от условий своего существования, чем от природы. Он полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, живущий своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих
достоинство человека. Письма для него – это единственная возможность самораскрытия. Он может наедине, не торопясь, изложить варе и то, что с ним произошло, и то, что давно пережито, и то , что он думает о людях, о жизни.
Вот Макар Девушкин пишет о своей новой квартире: «толчее с утра до ночи, шум и брань, гадкий воздух. Дышать настолько тяжело, что чижики не живут» Но Макар не выражает неудовольствия, он только поясняет, что эта квартира на несколько рублей дешевле. Так же из отдельных писем складывается и представление о жизненном укладе героев романа. Их заработков хватает лишь на текущий день; болезнь, непредвиденный расход, пропажа скарба, износ одежды – любая мелочь оборачивается катастрофой.
Только увидев эти главные особенности быта бедных людей, мы сможем осознать всю меру героизма Макара Девушкина, когда он начал помогать Варе девушке, ставшей жертвой социального неблагополучия.. Взялся из простого участия, понимая, как
трудно ей в Петербурге одной, без близких и родственников. Он и переписывается то с ней, чтобы не компрометировать ее своими посещениями. Он пишет ей, что живет хорошо, поэтому может позволить себе расходы на нее: купил горшок бальзаминов, а потом даже и гераньку, четверть фунтика конфет послал, а когда она заболела, купил винограду, розанов, свозил на острова. Он урезал до предела свои расходы, распродал кое – что из скабра, забрал жалованье вперед, влез в долги, но Варе сообщает: « Я ведь деньги коплю, откладываю; у меня денежка водится…» Автор, в лице Макара Алексеевича,
показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре. Конечно, не все бедняки похожи на Макара Алексеевича в его хоро!
ших свойствах, такие люди редки, но в то же время, на таких людей мало обращают внимания, мало ими занимаются, мало их знают.
Один бедный человек сострадает другому, еще более бедному. Но помогает ей он из филантропии, как делают богатые, не из страха, а из – за того, что ощущает ее положение, положение еще меньшего человека, чем он сам.
Девушкин считает, что ему в жизни повезло: он грамоте выучился, на службу попал, жалование получает – хоть грошовое, но концы с концами свести можно. Он понимает, что мир так устроен: « Всякое состояние определено всевышним на долю человеческую, такому – то повелевать, а такому – то безропотно и в страже повиноваться» герой пришел к выводу, что в мире нет ни справедливости за добро, или наказания за зло.
Роман завершается вполне благополучной развязкой. Но этот благополучный финал только лишь подчеркивает всю меру беззащитности маленького человека. Девушкину суждено в одиночестве кончить дни в Петербурге. А Варе осталась в деревне с
немилым мужем доживать недолгую жизнь.
Этот роман оказался и драматическим: герои встретились, едва познакомились, начали располагать друг другу – и жизнь, мгновенно и навсегда развела их.
По объему « Бедные люди» - один из самых лаконичных романов в мире, а по емкости содержания, по силе нравственного воздействия на читателя – один из самых ярких и впечатляющих. В изображении людских страданий Достоевский не скрывает собственной боли, страданий, своей жажды счастья для тех, кто был раздавлен несправедливыми жизненными условиями. Достоевский благоговейно относился к человеку, провозглашал ценность личности, самых приниженных, затерянных людей. В этом подлинный гуманизм его произведений.