Роман «Бесы» принадлежит к числу наиболее сложных и спорных произведений Достоевского. В романе, несомненно, отражены реальные проблемы русской жизни 70-х годов, но дают себя знать и памфлетность, прямая недоброжелательность к русскому революционному движению.

После того как стало известно чудовищное преступление группы анархиста С. Г. Нечаева, убившей одного из своих соратников, заподозренного в измене, Достоевский с лихорадочной быстротой принимается за работу над романом, в котором он намеревался заклеймить «нигилистов». Писатель не скрывал, что ставит перед собой тенденциозную цель, «хотя бы погибла при этом моя художественность», как писал он в одном из писем того периода. «Не-чаевщина» была осуждена Марксом и Энгельсом, против нее выступили и русские революционеры-народники. Но Достоевский воспринимал конкретный случай как нечто характерное для самой сути революционной теории и практики.

В «Бесах» есть выразительные сатирические зарисовки бюрократического общества (губернатор фон Лембке и его супруга), весьма иронически изображены либералы 40-х годов — писатель Кармазинов, Степан Верховенский. Писатель считал, что поколение «отцов» во многом виновато в грехах «детей», в наибольшей степени удалившихся от народной правды. Это в первую очередь Николай Ставрогин с присущим ему демоническим началом. Анархическое отрицание лицемерной морали общества приводит его самого к цинизму и разврату. Искалечив жизнь многим людям, он кончает с собой, отказываясь бежать в Швейцарию после ареста созданной Петром Верховенским заговорщицкой организации.

Весь мир, по тревожному предчувствию писателя, живет в преддверии какой-то неведомой и грозной социальной и нравственной катастрофы Бесы угрожают человечеству. С этой точки зрения в последние годы роман Достоевского начинает восприниматься не просто как антиреволюционное произведение, тенденциозный памфлет, но и как роман-трагедия, роман-предостережение, затрагивающий многие реальные и больные проблемы, настоятельно требующие открытого обсуждения. Объективно «Бесы» сигнализируют ‘4об опасности проникновения в революционное движение разного рода экстремистов, прикрывающих высокими лозунгами свою антисоциальную сущность, аморальность и тщеславие, готовых пойти на любую ложь, подлость и насилие ради утверждения своей власти над людьми. Борьба за светлое будущее человечества неразрывна с гуманизмом. Писатель решительно выступает против анархического индивидуализма, против иезуитского принципа «цель оправдывает средства». Чистое и святое дело не терпит грязных рук. Роман в наши дни приобрел актуальное значение, предупреждая о недопустимости любых форм демагогии, псевдореволюционности, терроризма, враждебных высоким идеалам человеческого сообщества.

Похожие сочинения

  1. Петр Верховенский - характеристика литературного героя
    ПЁТР ВЕРХОВЕНСКИЙ — центральный персонаж романа Достоевского «Бесы» (1870-1872). С фигурой П.В. связана личность организатора тайного общества «Народная расправа» С.Г.Нечаева (1847-1882), под руководством которого в ноябре 1869 года было совершено убийство...смотреть целиком
  2. Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»)  Новое!
    В процессе работы над «Бесами» Достоевский сделал характерную запись о совмещении разных аспектов повествования в его «Хронике» и о внутренней оправданности такой системы. Единственный критерий художественной истины верность, в том числе и психологическая...смотреть целиком
  3. Образ Николая Ставрогина в романе «Бесы»  Новое!
    В романе «Бесы» рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина бесовскому началу. Мотив соблазна связан с событиями преступной жизни героя, дающего волю своим сладострастным желаниям, доходящим в нём до...смотреть целиком
  4. Центральный персонаж романа Достоевского «Бесы»
    С фигурой Петра Верховенского связана личность организатора тайного общества «Народная расправа» С. Г.Нечаева (1847-1882), под руководством которого в ноябре 1869 года было совершено убийство слушателя Петровской земледельческой академии И. И.Иванова....смотреть целиком
  5. Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы»
    По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный...смотреть целиком