В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой – бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная. Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий на страдания других людей. Это гуманный человек. Тем парадоксальнее, что Раскольников выбрал ошибочный путь борьбы со злом.
Достоевскому важно показать, к чему может привести интеллектуальная «болезнь», порабощение бесчеловечной теорией. Ведь Раскольников по сути – высоконравственный человек, а совершает страшное злодеяние – убийство. Поэтому не случайно писатель в романе дает примеры истинно красивых поступков главного героя, чтобы сильнее выразить мысль о губительном влиянии на человека модной в 60-е годы XIX века теории «наполеонизма».
Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу». Жертвенный аспект характера Раскольникова выражен в символическом сне о лошади. В этом сне герой видит себя ребенком, который становится свидетелем варварского поступка – избиения загнанной лошади. Озверевший хозяин в тупой злобе бьет ее сначала оглоблей, потом ломом и забивает несчастное животное насмерть. Страшная картина вызывает у маленького героя сна яростное желание вмешаться, защитить бедную «клячонку». Ребенок мечется в бессилии, ломает руки, но никто не останавливает бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин «клячонки». И тогда мальчик « с криком пробивается сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается со своими кулачонками на Миколку». Эта сцена показывает, как герой способен глубоко воспринимать чужую боль, сочувствовать страдающему существу. Поступок мальчика свидетельствует о его ранимой, доброй душе.
Раскольников, пока учился в университете, жил в Петербурге, всегда был готов помогать ближнему, не избегал общения с людьми, а, наоборот, тянулся к ним. Никто из окружения Раскольникова не знал, что он постоянно совершал красивые человеческие поступки. Раскольников никогда не распространялся о своем альтруизме. Делать благо было для него естественной потребностью.
Перед судом Разумихин «откопал сведения» и «представил доказательства», что Родион «в бытность свою в университете», помогал своему бедному и больному товарищу, отдавал последние деньги на его лечение и питание. Когда же тот умер, Раскольников ухаживал за ослабленным отцом товарища, поместил его в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его.
В романе можно найти упоминание о подвиге, который совершил главный герой: «во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжен». После спасения несчастных «малюток» Раскольников долго болел. Герой никогда не стремился «высказать свое сердце». Разумихин дал своему приятелю точную характеристику: «Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словом выскажет сердце».
Также совершенно случайно выяснились подробности о бывшей невесте Раскольникова: «Она больная такая девочка была, совсем хворая: нищим любила подавать и о монастыре все мечтала». Главный герой «потупившись» рассказал о своей привязанности. Очень важна эта авторская ремарка «потупившись». Раскольников не хочет, чтобы его чистая любовь к убогой вызвала насмешку или непонимание. Читателю открывается общность героя с девушкой, которая тоже чувствует неодолимую потребность делать добро, жалеть всех «униженных и оскорбленных». У Раскольникова горячее сердце, милосердная душа. Он сделал даже для себя неожиданное признание о своем чувстве к безвременно погибшей невесте: «Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…»
В общении с семьей Мармеладовых Раскольников тоже проявляет свои лучшие человеческие качества. Герой потрясен до глубины души историей падения Сонечки, безвыходным положением Катерины Ивановны, ужасающей нищетой, в которой живут ее маленькие дети. Сам Раскольников испытывал крайнюю нужду, но его сердце сжалось, когда он увидел, что дети Мармеладовых спят на полу; старшая девочка – «тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке». Уходя, Родион положил на окно деньги. Снова важно отметить красоту поступка героя: он сделал это «неприметно». Его жалость к людям – не показная, а бескорыстная.
Когда Мармеладов попал под лошадь, Раскольников находился в ужасном состоянии после осуществленного убийства старухи-процентщицы. Несчастный случай вывел его из состояния оцепенения. Он развернул лихорадочную деятельность, «был в удивительном волнении», «хлопотал» вокруг Мармеладова, «как будто дело шло о родном отце». Герой пережил душевный подъем. После того как Раскольников отдал деньги на похороны и вышел от Катерины Ивановны, он «был в превосходнейшем расположении духа», несмотря на трагизм событий. Ему показалось, что для него еще есть надежда, что он все-таки «победил», что «не умерла еще его жизнь вместе с старою старухой». Он понял, что его цель – созидание, а не разрушение. Так начался долгий и мучительный путь героя к воскресению.
Красота душевных движений Раскольникова проявляется по отношению к Соне. Девушка задела что-то в сердце Родиона, еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она пошла на улицу, чтобы спасти детей своего отца. Раскольников понял прекрасную душу Сонечки. Она для него не «блудница», а святая, так как живет для других, ради благополучия близких терпит унижения и душевную боль. Когда девушка пришла позвать Раскольникова на поминки Мармеладова, он посадил ее рядом с сестрой и матерью. Тем самым он высказал непосредственные движения своего глубокого сердца, сумевшего оценить великую жертву чистой девушки.
Соня близка Раскольникову. Они оба – воплощение бесконечных нравственных мук. Отсюда происходит следующий странный на первый взгляд поступок Раскольникова: «Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу». Родион объясняет изумленной девушке: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Соня Мармеладова – спасительница души главного героя. Она в своей жизни совершает главный достойный поступок – выводит из кризиса, освобождает от бесчеловечной идеи Раскольникова. Девушка отправилась за ним в Сибирь. Она была рядом, писала письма его родным, в которых подробно рассказывала о его положении. Своим терпением и великодушием она вылечила его израненную душу. Ее путь смирения, путь «ненасытимого сострадания» воскресил душу героя. Но он и сам шел навстречу этому спасению, он спасен собственной непотерянной человечностью, своей любовью к матери, сестре, Соне, Полечке, к «униженным и оскорбленным». Соня спасает Раскольникова от «своеволия», но и Раскольников «восстанавливает», поднимает Соню; наполняет ее душу мужеством. «Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Несмотря на мрачную картину человеческого бытия, нарисованную в романе, есть в нем просвет, надежда. В «страшном» мире источник спасения – красота духа, нравственная сила, готовность к бескорыстной жертве.