Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены. В романе автор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути. Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев. Достоевский каждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину, Свидригайлову, Соне. Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека, почему все именно так? Его страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольникова созрела теория, что все люди делятся на две категории - обыкновенных "тварей дрожащих" и необыкновенных "право имеющих", и он вынашивает идею преступления - проверить себя, кто он есть.

Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил "ничтожество", а сам уподобился "твари дрожащей". Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит ео в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет "преступивших", как и он сам. Поэтому он приходит к Соне.

Но Соня "преступила", стала грешницей не для себя, а для других. В отличие от Раскольникова она осознает себя грешницей. Раскольников стремится убедить Соню, что она его не лучше. Раскольников доказывает это самому себе. Чтение Сони Евангелие Раскольникову символично. Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание другим. Соня способна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего, божественного смысла жизни и никто не вправе судить другого. Соня говорит Раскольникову: "от бога вы отошли, и вас бог поразил"- значит, все в воле божьей, еще можно к богу вернуться. Воскресение Лазаря - это способность Раскольникова к воскрешению. Пример Сони очень важен для Раскольникова. Она укрепила его в его отношении к жизни.

В романе "Преступление и наказание" сталкивается множество идей, ни одна из которых не утверждается Достоевским как единственно верная. Теорию Лужина "прогресс движется эгоизмом" - чем богаче и устроеннее отдельный индивид и чем больше таких индивидов, тем богаче и благоустроеннее общество - проповедуют сейчас в нашей стране. По-моему, это не так. Некоторые индивиды становятся все богаче, а общество благоустроеннее не становится. "Наполеоновская" теория Раскольникова - любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались - тоже негодна. В наше стране - это Сталин. До сих пор в наших людях жив страх репрессий. Поэтому наш народ так пассивен в решении судьбы государства. Теория Сони "покайся, бог опять жизнь пошлет" - тоже не решает вопрос. Сейчас государство не преследует граждан за вероисповедание. Патриарх принимает участие в решении проблем государства, но я не вижу от этого улучшения жизни народа. Кто истинно верует - тот нищ и голоден, кто следует моде "верить" - обогащается на вере других.

Теории, показанные Достоевским в романе, не дают решения для нас. Но он заставляет нас задуматься над тем, как мы живем, понять, что надо начинать с себя. В этом ценность и современность романа.



Ф.М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще н

Похожие сочинения

  1. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  2. "Преступление и наказание" — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...смотреть целиком
  3. Смысл названия романа "Преступление и наказание"
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,...смотреть целиком
  4. Сонечка, вечная Сонечка пока мир стоит (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....смотреть целиком
  5. Мысль о преступлении у Раскольникова
    «Преступление и наказание» - психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует...смотреть целиком
  6. Нравственный идеал в произведениях Ф.М.Достоевского
    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности...смотреть целиком
  7. Мармеладова Сонечка — дочь Мармеладова
    Принадлежит к категории "кротких". "...Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами". Впервые читатель узнает о ней из исповеди Мармеладова Раскольникову, в которой...смотреть целиком