Если Родион Раскольников — носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, «униженная и оскорбленная» в условиях буржуазного общества.

Соня — своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. Это — мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних. Соня исповедует нравственные заветы, которые, с точки зрения Достоевского, наиболее близки народу, — заветы смирения, всепрощения, жертвенной любви. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и перед людьми.

Сонечке Мармеладовой суждено разделить глубину душевных мук Раскольникова, именно ей герой решает поведать свою страшную, мучительную тайну. В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». «Натура» требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.

Противопоставляя индивидуалистическое своевластие и бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдалицей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести, нарушения нравственного закона: «преступление» приводит его к «наказанию», которое он терпит не от судебной кары, а от сознания своей вины, нарушения этической основы существования общества. В христианском смирении Сони Раскольников видит путь к спасению и искуплению этой вины.

Судить Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладова, и ее суд глубоко отличается от суда Порфирия Петровича. Это — суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью — тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.

Судьба Сонечки полностью опровергает близорукий взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед ним — отнюдь не «дрожащая тварь» и далеко не смиренная жертва обстоятельств, именно поэтому и не липнет к Сонечке « грязь обстановки убогой». В условиях, которые, казалось бы, совершенно исключают добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с индивидуалистическим бунтом Раскольникова. Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить свое преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: «Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою».

Между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим и добровольным, естественным самопожертвованием во имя сострадательной любви к ближним есть качественное различие. «Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» — «А с ними-то что будет?» — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению… И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна…»Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально активный характер и направлена на спасение погибающих, да и в христианской вере героини на первом плане стоит не обрядовая сторона, а практическая, действенная забота о ближних. В лице Сони Достоевский изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: «Вера без дела мертва есть». В народной религиозности Достоевский находит плодотворное зерно для своей идеи христианского социализма.

Похожие сочинения

  1. "Преступление и наказание" — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...смотреть целиком
  2. Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»
    Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...смотреть целиком
  3. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова
    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...смотреть целиком
  4. Сонечка, вечная Сонечка пока мир стоит (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....смотреть целиком
  5. В чем секрет актуальности романа
    Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Автор талантливо отразил потрясения и терзания главных героев, которые не могут не взволновать человека. В центре внимания Достоевского — жуткая...смотреть целиком
  6. Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
    Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. А. С. Пушкин. Медный всадник Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой...смотреть целиком
  7. Эволюция образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
    Когда читаешь роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», кажется, от первого знакомства с Родионом Раскольниковым до его страшного преступления и потом до наказания время тянется долго. Оказывается, прошло всего тринадцать дней с того момента,...смотреть целиком