В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел картины свободного расцвета родного края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Лемуры (персонажи римской мифологии, духе умерших, которые пугают живых) копают Фаусту могилу. Мефистофель радостно суетится, полагая, что раз формула произнесена, значит он выиграл спор. Но и умирая, Фауст одерживает над ним победу. Ангелы отнимают у Мефистофеля душу Фауста. Действие переносится на небо, туда же, где происходило действие пролога. Со словами пролога «Кто ищет, вынужден блуждать» перекликаются слова финала: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». Трагедия получает своеобразное обрамление, подчеркивающее ее целостность и законченность. В небесных сферах душу Фауста встречает душа Гретхен. Звучит песня мистического хора, завершающая произведение:

* Все быстротечное -
* Символ, сравненье.
* Цель бесконечная
* Здесь, в достиженье.



* Здесь - заповеданность
* Истины всей.
* Вечная женственность
* Тянет нас к ней.

Финал - это апофеоз бессмертной сущности Фауста и Гретхен, апофеоз Человека, в котором ничто не может уничтожить человечность, любовь, свободный ищущий разум. Таков исход договора между Фаустом и Мефистофелем. Таков итог пари между Мефистофелем и Господам. Проведя Человека через испытания и соблазны, через ад, рай, чистилище, Гёте уверенно утверждает его величие перед лицом природы, истории, Вселенной, утверждает перспективы свободного развития человека и человечества.