Трагедия «Фауст» занимает отдельное место в творческой деятельности И. В. Гете и является наибольшим его достижением как писателя. Это бессмертное произведение автор начал писать в 1772 г., продолжал работать над ним всю свою жизнь, вкладывая у него весь свой опыт и приобретенную на жизненном пути мудрость, и закончил его 1831 г. за год до смерти. «Фауст» Гете - это национальная драма, но автор с присущей ему прозорливостью присматривался также и к жизни других стран и народов. Поэтому «Фауст» - это результат обобщенного обследования всего человечества, его достижений и умных стремлений. Таким образом, это произведение освещает общечеловеческие моральные проблемы и является ценным достоянием мировой литературы.

В своем произведении автор обратился к образу, который жил в народных легендах. Доктор Фауст был лицом историческим. Он странствовал по городам протестантской Германии в бушующие времена крестьянских войн и реформ, демонстрируя народу всяческие чудеса. Гете в своем творчестве часто изображает сильных личностей, которые внесли значительный вклад в историю человечества (Цезарь, Магомет, Сократ, Прометей и прочие), и образ народного героя Фауста, искателя истины и правильного жизненного пути, был поэту наиболее близок, поскольку Гете мог вкладывать в его уста свои мысли. Гёте, как и Фауст, хочет познать смысл жизни через опыт и практическую деятельность, воспринимая не только идеалистическую философию и догмы феодально-буржуазного общества того времени, а еще и обращаясь к магии, трактату чернокнижника Нострадамуса о законах создания мира, и все же не находит ответа на свой вопрос - есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже философ познает Вселенную, тем больше приходит в смущение. Он готов даже ценой самоубийства идти к открытию тайны бытия: «На шаг решительный мужества добиться, хотя бы и судилось в ничто там обратиться». По моему мнению, поэт воплощает в этих словах вечное стремление человечества любой ценой познать законы Вселенной.

Гёте подчеркивает непересекающееся восприятие Фаустом достижений современной науки и философии на примере диалогов с адъюнктом Вагнером, для которого все поняло и который, изучая науки, целиком удовлетворен своей жизнью. Фауст в отчаянии - его лично не устраивает миссия мага-чудотворца и врача-целителя, он хочет познать абсолютную истину. Однако человек довольно ограничен в своих возможностях, поэтому Гёте вводит в произведение Рафаэля - посланца ада, соблазнителя, воплощение зла и темных сил. Нечистый старается воспользоваться стремлениям Фауста к невыполнимому, чтобы завладеть его душой. Рафаэль предлагает доктору свои услуги для познания тайн создания мира и овладение абсолютными науками. Фауст колеблется, смеется над мизерностью возможностей демона зла и, наконец, соглашается принять его предложение, но выдвигает условие: только осознание достижения цели, ощущение личного совершенства и слова «мгновение, остановись» будут свидетельствовать о победе Рафаэля.

Дух Зла пренебрегает словами людей и уверен, что рано или поздно Фауст, как и каждый человек, устанет от поисков совершенства и будет удовлетворен соблазнами, предложенными им.

И вот открылась новая жизнь для Фауста - он снова становится молодым. В то же время Рафаэль начинает соблазнять доктора. Первый соблазн - красавица Маргарита. Страсть к ней омрачает ум философа, он обольщает Маргариту, тем самым толкает ее к погибели. Судьба девушки складывается трагически - она убивает своего ребенка от Фауста, потому не может извинить себе этого поступка, сознательно берет на себя чужую вину, и, наконец, оказавшись в тюрьме, сходит с ума. Фауст укоряет себя, сознает свою ответственность за эту трагедию, но слишком поздно. Почему же так произошло? По моему мнению, не считаясь со своей любовью к Маргарите, Фауст не мог воспринять уют и покой бюргерской жизни, его влекла жажда познания вселенской истины. Так вот, Рафаэлю не удалось удовлетворить его ролью соблазнителя. Власть, богатство, слава тоже не удовлетворили Фауста, который имея даже неограниченные полномочия мага-чародея, не находит ни истины, ни смысла жизни. Даже в царстве Гелены Прекрасной не успокаивается мятежная душа философа. Рафаэль снова проиграет, но не успокаивается, следующий его соблазн - военные победы в междоусобице двух императоров. И Фауст не видит смысла в военных победах, которые не совершенствуют мир.

И вот Фауст, стараясь построить идеальное общество, наконец, нашел то, что искал.Он осознал, что свободная работа свободного народа на свободной земле и является конечной целью поиска истины. Даже уже слепой, в стуке лопат, которые копают ему могилу, чувствует герой звуки работы строителей и верит, что только мирная работа для достижения общей цели стремления добра и гуманизма имеет будущее. В конце концов, душа Фауста познала вечную истину. По моему мнению, таким образом, художник подчеркивает - даже слепец сможет увидеть, что создание совершенного общества возможно, и никаким силам зла не помешать этому вечному призванию человечества.

Казалось бы, Рафаэль выиграл? Так нет же, ангелам удалось забрать душу Фауста на небеса, спасти ее, они делают замечание: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». И душа Фауста остается свободной и вечной.

Каждый человек в течение всей жизни идет к истине, у каждого свой путь, свои успехи и ошибки на этом пути. И нужно всегда помнить, как бы мы не проторяли этот путь, только через любовь и добрые поступки можно прийти к истине правильным путем.

* Что не принадлежит вам,
* То и не занимайте,
* Что дух смущает вам,
* То обходите.
* Воинству, губящему,
* Отпор готовь!
* Властна над любящим
* Только любовь!