Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище».
Фауст — человек с высокими стремлениями. Всю свою жизнь он посвятил науке. Он изучал философию, право, медицину, богословие, добился ученых степеней. Прошли годы, и он с отчаянием осознал, что ни на шаг не приблизился к истине, что все эти годы он только отдалялся от познания действительной жизни, что он променял «живой природы пышный цвет» на «тлен и хлам».
Размышления Фауста вместили в себя переживания самого Гёте и его поколения о смысле жизни. Гёте создал своего Фауста как человека, который слышит призыв жизни, призыв новой эпохи, но еще не может вырваться из тисков прошлого. Ведь именно это волновало современников поэта — немецких просветителей. В соответствии с идеями просветителей Фауст — человек дела. Даже переводя на немецкий язык Библию, он, не соглашаясь со знаменитой фразой: «В начале было Слово», уточняет: «В начале было Дело».
Мефистофель — не просто искуситель и антипод Фауста. Он философ-скептик с блестящим критическим умом. Мефистофель остроумен и язвителен и выгодно отличается от схематичного религиозного персонажа. Гёте вложил в уста Мефистофеля немало своих мыслей, и тот, как и Фауст, стал выразителем идей Просвещения. Так, облачившись в одежды университетского профессора, Мефистофель высмеивает царившее в ученых кругах преклонение перед словесной формулой, безумной зубрежкой, за которой нет места живой мысли: «Словам должны вы доверять: в словах нельзя ни йоты изменять...»
Фауст заключает договор с Мефистофелем не ради пустых развлечений, а ради высшего знания. Он желал бы все испытать, узнать | и счастье, и горе, познать высший смысл жизни. И Мефистофель дает Фаусту возможность вкусить все земные блага, чтобы тот смог забыть о своих высоких порывах к знанию. Мефистофель уверен, что заставит Фауста «ползать в помете». Он ставит его перед самым главным соблазном — любовью к женщине.
Искушение, которое придумал для Фауста хромоногий черт, имеет имя — Маргарита, Гретхен. Ей пятнадцатый год, она простая, чистая и невинная девушка. Увидев ее на улице, Фауст вспыхивает к ней безумной страстью. Его влечет эта юная простолюдинка, возможно, оттого, что с ней он обретает ощущение красоты и добра, к которым раньше стремился. Любовь дарит им блаженство, но она же становится причиной несчастий. Бедная девушка стала преступницей: боясь людской молвы, она утопила родившегося ребенка.
Узнав о случившемся, Фауст пытается помочь Маргарите и вместе с Мефистофелем проникает в тюрьму. Но Маргарита отказывается следовать за ним. «Я покоряюсь Божьему суду», — заявляет девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита осуждена на муки. Но голос свыше произносит: «Спасена!» Предпочтя смерть побегу вместе с дьяволом, Гретхен спасла свою душу.
Герой Гёте доживает до ста лет. Он слепнет и оказывается в полной тьме. Но даже слепой и немощный, он пытается осуществить свою мечту: построить для людей плотину. Слыша звон лопат строителей, Фауст представляет себе картину богатой, плодотворной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной». И он произносит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение. Фауст умирает, но душа его спасена.
Противостояние двух главных героев заканчивается победой Фауста. Искатель истины не стал добычей темных сил. Беспокойная мысль Фауста, его стремления слились с исканиями человечества, с движением к свету, добру, истине.