Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, так как понимает бессмыслие многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновна не природа, не вселенную, а он сам. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из ведущих. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновении идей - истина. Поэт постоянно нам напоминает об этом. Два героя трагедии - Фауст и Рафаэль - наглядно нам демонстрируют это диалектическое породнение положительного и отрицательного. Образ Рафаэля олицетворяет в себе дух возражения и разрушение. Но, он не может уничтожить основное - жизнь. Фауст и Рафаэль постоянно спорят, но этим они лишь взаимно дополняют единую идею.

В Фауста и Рафаэля автор вложил определенные человеческие черты. Натура пылкая и энергичная, Фауст весьма чувствительный, его сердце легко поранить, иногда он эгоистичен, но всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Суть страдания Фауста - стремление к истине. Это жажда к постижению, вулканическая энергия познания. Фауст и Рафаэль - две антиподы: первый алкает, второй насыщенный, первый рвется «за границы», второй знает, что там нет ничего, там пустота. Рафаэль играется с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на шалости, прихоти, и весело им дает поблажки - ведь у него, Рафаэля, договор с самим Богом. Рафаэль - это тип человека, утомленного длинным наблюдением за злом и разочарованного в красивом начале мира. Он не верит ни в добро, ни во зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что он - вечен. Он смеется над человеком, который при всей своей никчемности старается что-то исправить в мире. Смех этот снисходительный. Рафаэль даже жалеет человека, считая, что источник всех его страданий - та самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, к недосягаемому.Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (Рафаэль).

Похожие сочинения

  1. Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)
    Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие...смотреть целиком
  2. Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»
    Фауст историческое лицо, сведения об этой фигуре сохранились весьма многочисленные. Он жил в первую половину XVI века и, по одним сведениям, был действительно доктор, по другим — магистр. Об Иоганне Фаусте упоминает соратник Лютера, Ме-ланхтон; есть...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Фауста
    Фауст. Имя происходит от латинского слова faustus — счастливый, удачливый. Образ Ф. сопровождал Гёте всю жизнь, первоначальный набросок трагедии «Прафауст» относится к 1773—1775 гг.; трагедия в целом была завершена в 1831 г. (последние поправки были...смотреть целиком
  4. Общий смысл трагедии «Фауст»  Новое!
    «Фауст» Гёте - одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни. Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства,...смотреть целиком
  5. Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст»
    Фауст ощущает дуализм человека - «Почему лишь дух крылатый в нас, но мы бескрылые?», - спрашивает он. И говорит своему другу Вагнеру: «Тебе ведом путь, а я - стою на раздорожье. У меня в груди две души живут, между себой не похожие - и вражеские…» Сам...смотреть целиком
  6. Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»  Новое!
    Начало - кабинет Фауста, 80-летнего старика, почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он практически ничего не знал. Фауст одержим идеей познания, он близок...смотреть целиком
  7. Противоречивость образа Фауста  Новое!
    Слепец, кто гордо носится с мечтами, Кто ищет равных нам за облаками! Стань твердо здесь — и вкруг следи за всем: Для дельного и этот мир не нем. И. В. Гёте Гёте писал философскую драму «Фауст» почти всю жизнь: первые наброски относятся к 1773...смотреть целиком