В состоянии глубокого и длительного духовного кризиса Н. В. Гоголь работает над вторым томом «Мертвых душ». Десять лет отдал писатель этому труду, который доставил ему немало творческих огорчений. В письмах Гоголя то и дело встречаются жалобы, что работа идет туго и не удовлетворяет автора. Недовольный ранней редакцией второго тома, он сжег его в 1845 г. То, что было написано Гоголем после этого, было уничтожено незадолго до смерти - в ночь на 12 февраля 1852 г. Случайно уцелевшие главы второго тома «Мертвых душ» относятся к одной из ранних редакций и очень далеки от того, что представляла собой книга в ее окончательном виде. А второй том «Мертвых душ» был закончен Гоголем в 1851 г.: автор читал его своим знакомым и предполагал печатать. Что же можно сказать о не дошедшей до нас окончательной редакции второго тома? В какой мере то, что печатается под названием второго тома «Мертвых душ», помогает понять замысел Гоголя?

В начале 1848 г. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы». Развивая эту мысль, Гоголь утверждает, что искусство должно выставить на вид не только «все дурные наши народные качества и свойства», но также и «все доблестные народные наши качества и свойства, не выключая даже и тех, которые, не имея простора свободно развиться, не всеми замечены и оценены… верно». В замысле писателя показать не только отрицательные, но и положительные явления жизни, и показать их в «живых образах», не было ничего порочного. Дело было только в том, чтобы верно отыскать в жизни положительные явления и реалистически типизировать их. На этом пути Гоголя и постигла неудача.

Во втором томе «Мертвых душ» многие персонажи являются не «героями добродетелей» а «героями недостатков». К их числу принадлежит «барин старого покроя» Петр Петрович Петух, отличающийся болезненной страстью к объедению, но не лишенный и положительных черт: гостеприимства и хлебосольства, добродушия и широты натуры, любви к народной песне и русской природе. В образе помещика Кошкарева Гоголь рисует столь же ненормальное увлечение бюрократической системой управления хозяйством, хотя самое стремление организовать сельское хозяйство заслуживает одобрения. Хлобуев, отнесенный Н. Г. Чернышевским к числу «превосходных характеров», окончил университет, пытался честно служить, но, не умея правильно вести хозяйство, доводит крестьян до нищеты, разоряется и продает имение. К той же категории относятся Бетрищев и Платонов.



Но Гоголь считал своей обязанностью вывести в поэме и вполне положительных героев, тех, которые могли бы указать «путь к прекрасному». В сохранившихся главах второго тома фигурирует несколько таких героев: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, не названный по фамилии генерал-губернатор, «чудный воспитатель» Александр Петрович и «чудная русская девица» Улинька Бетрищева.

Костанжогло - это помещик, добивающийся хороших результатов и для себя и для своих крестьян в условиях крепостного права и натурального, по существу, хозяйства. Мужики Костанжогло «гребут,- как поется в песне,- серебро лопатой». Достигается это рациональным, с точки зрения Гоголя, ведением помещичьего хозяйства. Костанжогло - прекрасный «землевед» и сам работает «как вол». Гоголь не жалеет слов, чтобы восхвалить любовь «идеального» помещика к труду. Идеолог сельского хозяйства, Костанжогло допускает промыш

Похожие сочинения

  1. Интерьер как средство характеристики героя (По одному из произведений русской литературы XIX века)
    Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». «Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость...смотреть целиком
  2. Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Павел Иванович Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. Какую роль отводит этому персонажу автор?...смотреть целиком
  3. Чичиков. Образ, жизненный путь, его многоликость и типичность
    Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырож­дения господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, «подлеца», «приобретателя» буржуазной...смотреть целиком
  4. ЧИЧИКОВ - "РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ"
    ... Они ради приближения к цели легко разделываются с совестью, человечностью и всем прочим. Ф. Гвиччардини. \"Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям... Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжем...смотреть целиком
  5. Тема родины и народа в поэме "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе...смотреть целиком
  6. Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    Путешествие по России легло в основу произведений многих русских писателей. Например, Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Тургенев «Записки охотника» и др. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задумал показать всю Россию во времена николаевской реакции,...смотреть целиком
  7. Лирические отступления в романе «Мертвые души», диалог о дисгармонии мира  Новое!
    В одиннадцатой главе романа «Мервые души» автор знакомит нас с биографией героя. Такое необычное построение книги имело свои основания. Сама по себе необычность дела, которым занимается Чичиков, побуждала автора до поры до времени не раскрывать тайну...смотреть целиком