«Мертвые души» вышли в свет уже после смерти А. С. Пушкина, но первые главы поэмы Н. В. Гоголь успел ему прочитать. Великий поэт, всегда смеявшийся при чтении Гоголя, на этот раз по мере чтения глав становился все мрачнее. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша Россия!».

Уже в законченном виде поэма навевала не только тоску, но и ужас. Пятеро помещиков, находящихся в центре повествования, сменяют один другого в определенной последовательности. Смену типов в таком порядке Гоголь объяснял тем, что правда о духовной, моральной и нравственной жизни целого класса таким образом раскрывается полнее.

Каждый помещик отличается резкой индивидуальностью, однако их отношение к крестьянам, полное цинизма, объединяет всех владельцев «крещеной собственности». Для них живые и мертвые души крестьян — это обыкновенный товар. О живых они говорят как о мертвых, а мертвых продают, что «пареную репу». Портретная галерея представлена прекраснодушным фантазером Маниловым, «дубинноголовой» Коробочкой, человеком «на все руки» Ноздревым, кулаком Собакевичем и скрягой Плюшкиным. Из этой пятерки несколько живее и деятельнее кажутся Ноздрев и Собакевич. О Ноздреве Гоголь пишет, что он из тех людей, что «начнут гладью, а кончат гадью». Он наделен феноменальной способностью врать без нужды, но вдохновенно, надувать в карты, меняться на что попало, устраивать «истории», покупать, что подвернется, и спускать все дотла. «Ноздрев, — иронически замечает Гоголь, — во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки». В Ноздреве видим своеобразную «широту натуры». Он с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, а обыграв на ярмарке какого-нибудь простака, готов тут же весь проигрыш пустить по ветру, накупить кучу ненужных вещей, подвернувшихся под руку.




Но это еще не все. Ноздрев — мастер «лить пули». Он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Пройдоха и скандалист, Ноздрев ведет себя всегда вызывающе, нагло, агрессивно. Ноздрев, по оценке Чичикова, — «человек-дрянь». Интересно, что поведение Ноздрева в обществе никого не шокирует. Его высокопоставленные партнеры по картам лишь внимательно следят, чтобы он не сплутовал. Правда, иная «комбинация» Ноздрева заканчивалась скандалом, а иногда он возвращался домой с одним бакенбардом. Но дружбы ни с кем он не лишался. Среди губернского начальства нет человека, который не был бы наслышан о «слабостях» Ноздрева. Но когда началась кутерьма в городе по поводу Чичикова, то обратились сначала к Ноздреву. Гоголь иронично замечает: «Странные эти господа чиновники… ведь очень хорошо знали, что Ноздрев лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице, а между тем именно прибегнули к нему». Они не могут без Ноздрева, как он не может без них.

Собакевич, в отличие от Ноздрева, хозяйственный человек. Его характер начинает раскрываться еще до встречи с ним. Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обратил внимание на большой деревянный дом с мезонином, «вроде тех, какие у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». Все у него было «упористо », без шаткости, в каком-то «крепком и неуклюжем порядке». Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Не только в доме его, а во всем поместье — до хозяйства последнего мужика — у него все прочно и крепко. По сравнению с другими помещиками, нерасчетливо обдиравшими своих крестьян, Собакевич выглядит положительным человеком. Однако Гоголь обращает наше внимание на окружающие вещи: огромный стол, пузатое ореховое бюро, тяжелые кресла, стулья, которые словно говорили: «и я тоже Собакевич!». Вещи, словно живые, обнаруживают «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя». Грубой, животной силищей веет от Собакевича, в голове которого не шевелилось ни одно дуновение человеческой мысли. Чичиков чувствует в Собакевиче опасного противника, он долго примерялся, как бы начать разговор о деле. Но Собакевич сам, неожиданно просто спросил: «Вам нужно мертвых душ?» После этого пошел прямой разговор двух мошенников, двух деловых людей. Убежденный крепостник, противник всего нового в жизни, Собакевич понимает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего можно извлечь выгоду. И Собакевич торгуется. Чичиков хорошо намаялся, пока договорился с Собакевичем.

Характеры Ноздрева и Собакевича являются открытием Гоголя. Никто до него не показал всю глубину их социально-психологической значимости. Сравнивая их с другими помещиками, мы убеждаемся, что активность Ноздрева и хозяйственная деятельность Собакевича являются просто пародией на действительность того времени. И мы соглашаемся с Гоголем, который писал, что «…у меня герои один пошлее другого».

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. Образ Чичикова
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...смотреть целиком
  3. Воспитание и образование Чичикова
    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,...смотреть целиком
  4. Чичиков – герой своего времени
    У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности....смотреть целиком
  5. Образ Чичикова в романе «Мертвые души»
    При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь?...смотреть целиком
  6. Быт и нравы Манилова
    Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй...смотреть целиком
  7. Дорога и путь - это одна из главных тем "Мертвых душ"
    Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842...смотреть целиком