Пейзажные описания в главах о поме­щиках свидетельствуют о состоянии име­ния, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий воп­рос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки — незатейливом, не следую­щем моде, но основательном и крепком для среднего по количеству душ имения, приносящего определенный доход благо­даря практической сметке хозяйки. Пей­заж в имении Манилова носит романти­ческий характер: каменный дом в два этажа на юру, покатость горы была одета подстриженным дерном, разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пять-шесть берез, беседка с характерной надписью «Храм уединенного размышления», пруд, покрытый зеленью, «что… не в диковинку в англицких садах русских помещиков». Внизу расположилось около двухсот бре­венчатых изб, которые пока еще по неиз­вестной нам причине Чичиков принялся считать. Пейзаж этот соответствует меч­тательной настроенности Манилова и его супруги, а также говорит о том, что хо­зяйством они не занимались.

Поэма Гоголя написана очень ярким, насы­щенным различными художественными приемами языком. Найдите в одной из глав (по вашему выбо­ру) эпитеты и попытайтесь их охарактеризовать. Они могут быть близки к фольклорным, могут быть метафоричны, могут быть гиперболичны.

К примеру, эпитет несуществующие заменяет мертвые. Манилов, стремясь выразиться как можно благороднее, когда Чичиков предложил назначить ему цену, отказался брать деньги, сославшись на то, что они которые в некотором роде окончили свое существование. Этот развернутый эпитет производит комиче­ское впечатление. Комично и даже гро­тескно звучит также развернутый эпитет к слову «негоция» — не соответствую­щая гражданским постановлениям и дальнейшим видам России. Так ви­тиевато спрашивает Манилов, смягченно определяя то, что является авантюрой. Но «образованность» и «преприятнейшее» впе­чатление, которое производит гость, за­ставляют его верить, что дальнейшим ви­дам России оформление покупки мертвых душ не повредит. Кощунственно звучит слово «священное» в качестве эпитета к слову «обязанность» в устах Чичикова в контексте его махинаций.

Вспомните два сравнения в поэме: человек был назойлив, как муха, и люди мерли, как мухи. Вспомните, с чем были связаны эти сравнения. Чем отличается их содержание, характер использования сравнения?

Образ мухи в качестве сравнения неод­нократно используется в «Мертвых ду­шах». Так, в первой главе писатель срав­нивает чиновников в черных фраках с ку­чами мух, носящимися вокруг рафинада в пору жаркого июльского лета. Размыш­ляя о приспособляемости Чичикова к ха­рактерам своих собеседников, Гоголь ри­сует портрет чиновника, правителя канце­лярии, который среди своих подчиненных восседает важно, как Прометей, а перед вышестоящим ведет себя, как муха. Срав­нение Прометея и мухи говорит о приспо­собленчестве как качестве российского чиновничества. Если в первых двух случаях сравнение носит комический характер, то выражение «люди мрут, как мухи», ха­рактеризующее состояние дел в имении Плюшкина, уже подчеркивает трагич­ность положения русского крепостного крестьянства, находящегося в полной за­висимости от «мертвых душ» помещиков и чиновников, управляющих Россией.

Вспомните примеры гипербол, которые за­помнились при чтении. Смогли бы вы отличить ги­перболы из произведений Гоголя от гипербол в произведениях друг

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  3. Манилов 4
    Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению...смотреть целиком
  4. Рецензия на поэму Николая Гоголя «Мертвые души»
    Каждый раз я с особым трепетом открываю томик «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время я нашел в этой поэме ответы на те вопросы, которые меня волновали, я многое для себя открыл, благодаря...смотреть целиком
  5. Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души»
    Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета крепостничества в России. «Золотой век» поместного дворянства, ставшего к этому времени без преувеличения паразитирующим классом. Душное время, тягостное. Как вскрыть его пороки, разоблачить крепостников-реакционеров?...смотреть целиком
  6. Русский помещик в литературе первой половины XIX века   Новое!
    «Мертвые души» напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая - самая большая - принадлежит помещикам, вторая - крестьянам и...смотреть целиком
  7. Тема родины и народа в поэме "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе...смотреть целиком