Пейзажные описания в главах о поме­щиках свидетельствуют о состоянии име­ния, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий воп­рос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки — незатейливом, не следую­щем моде, но основательном и крепком для среднего по количеству душ имения, приносящего определенный доход благо­даря практической сметке хозяйки. Пей­заж в имении Манилова носит романти­ческий характер: каменный дом в два этажа на юру, покатость горы была одета подстриженным дерном, разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пять-шесть берез, беседка с характерной надписью «Храм уединенного размышления», пруд, покрытый зеленью, «что… не в диковинку в англицких садах русских помещиков». Внизу расположилось около двухсот бре­венчатых изб, которые пока еще по неиз­вестной нам причине Чичиков принялся считать. Пейзаж этот соответствует меч­тательной настроенности Манилова и его супруги, а также говорит о том, что хо­зяйством они не занимались.

Поэма Гоголя написана очень ярким, насы­щенным различными художественными приемами языком. Найдите в одной из глав (по вашему выбо­ру) эпитеты и попытайтесь их охарактеризовать. Они могут быть близки к фольклорным, могут быть метафоричны, могут быть гиперболичны.

К примеру, эпитет несуществующие заменяет мертвые. Манилов, стремясь выразиться как можно благороднее, когда Чичиков предложил назначить ему цену, отказался брать деньги, сославшись на то, что они которые в некотором роде окончили свое существование. Этот развернутый эпитет производит комиче­ское впечатление. Комично и даже гро­тескно звучит также развернутый эпитет к слову «негоция» — не соответствую­щая гражданским постановлениям и дальнейшим видам России. Так ви­тиевато спрашивает Манилов, смягченно определяя то, что является авантюрой. Но «образованность» и «преприятнейшее» впе­чатление, которое производит гость, за­ставляют его верить, что дальнейшим ви­дам России оформление покупки мертвых душ не повредит. Кощунственно звучит слово «священное» в качестве эпитета к слову «обязанность» в устах Чичикова в контексте его махинаций.

Вспомните два сравнения в поэме: человек был назойлив, как муха, и люди мерли, как мухи. Вспомните, с чем были связаны эти сравнения. Чем отличается их содержание, характер использования сравнения?

Образ мухи в качестве сравнения неод­нократно используется в «Мертвых ду­шах». Так, в первой главе писатель срав­нивает чиновников в черных фраках с ку­чами мух, носящимися вокруг рафинада в пору жаркого июльского лета. Размыш­ляя о приспособляемости Чичикова к ха­рактерам своих собеседников, Гоголь ри­сует портрет чиновника, правителя канце­лярии, который среди своих подчиненных восседает важно, как Прометей, а перед вышестоящим ведет себя, как муха. Срав­нение Прометея и мухи говорит о приспо­собленчестве как качестве российского чиновничества. Если в первых двух случаях сравнение носит комический характер, то выражение «люди мрут, как мухи», ха­рактеризующее состояние дел в имении Плюшкина, уже подчеркивает трагич­ность положения русского крепостного крестьянства, находящегося в полной за­висимости от «мертвых душ» помещиков и чиновников, управляющих Россией.

Вспомните примеры гипербол, которые за­помнились при чтении. Смогли бы вы отличить ги­перболы из произведений Гоголя от гипербол в произведениях других писателей? Что бы вам в этом могло помочь?

У каждого писателя своя манера ис­пользования изобразительно-выразительных средств, в том числе и гиперболиза­ции. На гиперболе построена глава о Плюшкине, к примеру. Гиперболичен об­раз кучи, находящейся в помещичьем до­ме и собранной из хлама, подобранного на дороге. Гиперболически комичен вид ста­рика, которого Чичиков принимает то ли за ключника, то ли за ключницу. Здесь гипербола сливается с гротеском в аспекте сочетания уродливого со смешным и при­дает описанию элемент трагического.

Гиперболами часто пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Мы знакомы с его сказками. В них гипербола приобрета­ет фантастический оттенок. Генералы, оказавшиеся на необитаемом острове, на­столько не приспособлены к жизни, что не знают, как делается хлеб, они думают, что булки растут на деревьях. Фантастич­на гиперболическая покорность мужика, который позволяет, находясь на свободе, эксплуатировать себя и даже привязывать веревкой, чтобы не убежал.

Попробуйте создать словарик наиболее ти­пичных слов и выражений Ноздрева или Манилова, Собакевича или Коробочки. Что, кроме слов, харак­терных для каждого из них, можно было бы в него поместить?

Словарик Манилова может включать в себя характерные для него слова, придаю­щие «сахарность» и приторность его пове­дению, такие, как сделайте милость, прошу покорнейше, позвольте вам этого не позволить, душенька, пре­любезнейший, обходительный и при­ятный человек, достойнейший, ду­ховное наслаждение, именины серд­ца, случай доставил счастье, любез­ный (обращение к приказчику) и т. д. Манилов часто повторяет слово образо­ванность, блестящее образование, ко­торое он ценит в собеседнике или в людях, о которых говорит, явно преувеличивая его уровень благодаря ощущению собст­венного недостатка в образовании. Ника­кие другие персонажи поэмы не говорят об образовании и образованности. Так нейтральное слово, употребляемое Мани­ловым, несколько углубляет характерис­тику его образа.

Поэма «Мертвые души» — лироэпическое произведение. Таково ее кратчайшее определение. До сих пор вы читали и слушали поэмы, которые были написаны стихами, их лироэпический харак­тер был вам очевиден и, наверное, не вызывал сом­нений. Однако лирическое и эпическое начала сли­ваются во многих прозаических произведениях. Вы­делите элементы эпического и лирического в поэме Гоголя.

Приезд Чичикова в губернский город, сюжет, связанный с посещением помещи­ков с целью покупки «мертвых душ», ра­зоблачение героя, предыстория героя — эпические элементы произведения. Ав­торские отступления и рассуждения Чи­чикова о крестьянах, «Эх, русский наро­дец! Не любит умирать своей смертью!», о «двух путниках и двух писателях, юнос­ти и старости», о «Руси-тройке» и др., ко­торых много в «Мертвых душах», при­дают произведению лирическое начало.

В. Г. Белинский называл такие размыш­ления писателя «гуманной субъективно­стью».

Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что раз­личает?

Сближает патриотическое чувство: лю­бовь к стране, размышления о ее будущем и настоящем, хотя темы лирических от­ступлений и Пушкина и Гоголя различ­ные. Вместе с тем отступления у Гоголя по сравнению с пушкинскими привносят гражданский пафос, хотя, как и у Пушки­на, в поэме есть размышления-воспомина­ния о юности. В «Евгении Онегине» есть также лирические пассажи об искусстве, обычаях светской жизни и т. п.

В лирических отступлениях Автор сам по­вествует о своих взглядах, мыслях и чувствах. В та­ком случае можно ли считать, что в «Мертвых ду­шах» два главных героя: Автор и Чичиков? Попро­буйте обосновать свой ответ.

Главный герой поэмы «Мертвые ду­ши» — Чичиков. С ним связаны эпиче­ские стороны произведения, развитие сю­жетной линии. Вместе с тем некоторые литературоведы относят к героям и Авто­ра. Основания для этого есть, потому что он активно высказывает свою позицию в монологах, которые являются лирически­ми отступлениями и размышлениями. В лирическом произведении образ Автора может сливаться с образом лирического героя.

Похожие сочинения

  1. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...смотреть целиком
  2. "Мертвые души" в поэме Гоголя
    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...смотреть целиком
  3. Манилов 4
    Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению...смотреть целиком
  4. Рецензия на поэму Николая Гоголя «Мертвые души»
    Каждый раз я с особым трепетом открываю томик «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время я нашел в этой поэме ответы на те вопросы, которые меня волновали, я многое для себя открыл, благодаря...смотреть целиком
  5. Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души»
    Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета крепостничества в России. «Золотой век» поместного дворянства, ставшего к этому времени без преувеличения паразитирующим классом. Душное время, тягостное. Как вскрыть его пороки, разоблачить крепостников-реакционеров?...смотреть целиком
  6. Русский помещик в литературе первой половины XIX века   Новое!
    «Мертвые души» напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая - самая большая - принадлежит помещикам, вторая - крестьянам и...смотреть целиком
  7. Тема родины и народа в поэме "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
    Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе...смотреть целиком