Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки — незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по количеству душ имения, приносящего определенный доход благодаря практической сметке хозяйки. Пейзаж в имении Манилова носит романтический характер: каменный дом в два этажа на юру, покатость горы была одета подстриженным дерном, разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пять-шесть берез, беседка с характерной надписью «Храм уединенного размышления», пруд, покрытый зеленью, «что… не в диковинку в англицких садах русских помещиков». Внизу расположилось около двухсот бревенчатых изб, которые пока еще по неизвестной нам причине Чичиков принялся считать. Пейзаж этот соответствует мечтательной настроенности Манилова и его супруги, а также говорит о том, что хозяйством они не занимались.
Поэма Гоголя написана очень ярким, насыщенным различными художественными приемами языком. Найдите в одной из глав (по вашему выбору) эпитеты и попытайтесь их охарактеризовать. Они могут быть близки к фольклорным, могут быть метафоричны, могут быть гиперболичны.
К примеру, эпитет несуществующие заменяет мертвые. Манилов, стремясь выразиться как можно благороднее, когда Чичиков предложил назначить ему цену, отказался брать деньги, сославшись на то, что они которые в некотором роде окончили свое существование. Этот развернутый эпитет производит комическое впечатление. Комично и даже гротескно звучит также развернутый эпитет к слову «негоция» — не соответствующая гражданским постановлениям и дальнейшим видам России. Так витиевато спрашивает Манилов, смягченно определяя то, что является авантюрой. Но «образованность» и «преприятнейшее» впечатление, которое производит гость, заставляют его верить, что дальнейшим видам России оформление покупки мертвых душ не повредит. Кощунственно звучит слово «священное» в качестве эпитета к слову «обязанность» в устах Чичикова в контексте его махинаций.
Вспомните два сравнения в поэме: человек был назойлив, как муха, и люди мерли, как мухи. Вспомните, с чем были связаны эти сравнения. Чем отличается их содержание, характер использования сравнения?
Образ мухи в качестве сравнения неоднократно используется в «Мертвых душах». Так, в первой главе писатель сравнивает чиновников в черных фраках с кучами мух, носящимися вокруг рафинада в пору жаркого июльского лета. Размышляя о приспособляемости Чичикова к характерам своих собеседников, Гоголь рисует портрет чиновника, правителя канцелярии, который среди своих подчиненных восседает важно, как Прометей, а перед вышестоящим ведет себя, как муха. Сравнение Прометея и мухи говорит о приспособленчестве как качестве российского чиновничества. Если в первых двух случаях сравнение носит комический характер, то выражение «люди мрут, как мухи», характеризующее состояние дел в имении Плюшкина, уже подчеркивает трагичность положения русского крепостного крестьянства, находящегося в полной зависимости от «мертвых душ» помещиков и чиновников, управляющих Россией.
Вспомните примеры гипербол, которые запомнились при чтении. Смогли бы вы отличить гиперболы из произведений Гоголя от гипербол в произведениях других писателей? Что бы вам в этом могло помочь?
У каждого писателя своя манера использования изобразительно-выразительных средств, в том числе и гиперболизации. На гиперболе построена глава о Плюшкине, к примеру. Гиперболичен образ кучи, находящейся в помещичьем доме и собранной из хлама, подобранного на дороге. Гиперболически комичен вид старика, которого Чичиков принимает то ли за ключника, то ли за ключницу. Здесь гипербола сливается с гротеском в аспекте сочетания уродливого со смешным и придает описанию элемент трагического.
Гиперболами часто пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Мы знакомы с его сказками. В них гипербола приобретает фантастический оттенок. Генералы, оказавшиеся на необитаемом острове, настолько не приспособлены к жизни, что не знают, как делается хлеб, они думают, что булки растут на деревьях. Фантастична гиперболическая покорность мужика, который позволяет, находясь на свободе, эксплуатировать себя и даже привязывать веревкой, чтобы не убежал.
Попробуйте создать словарик наиболее типичных слов и выражений Ноздрева или Манилова, Собакевича или Коробочки. Что, кроме слов, характерных для каждого из них, можно было бы в него поместить?
Словарик Манилова может включать в себя характерные для него слова, придающие «сахарность» и приторность его поведению, такие, как сделайте милость, прошу покорнейше, позвольте вам этого не позволить, душенька, прелюбезнейший, обходительный и приятный человек, достойнейший, духовное наслаждение, именины сердца, случай доставил счастье, любезный (обращение к приказчику) и т. д. Манилов часто повторяет слово образованность, блестящее образование, которое он ценит в собеседнике или в людях, о которых говорит, явно преувеличивая его уровень благодаря ощущению собственного недостатка в образовании. Никакие другие персонажи поэмы не говорят об образовании и образованности. Так нейтральное слово, употребляемое Маниловым, несколько углубляет характеристику его образа.
Поэма «Мертвые души» — лироэпическое произведение. Таково ее кратчайшее определение. До сих пор вы читали и слушали поэмы, которые были написаны стихами, их лироэпический характер был вам очевиден и, наверное, не вызывал сомнений. Однако лирическое и эпическое начала сливаются во многих прозаических произведениях. Выделите элементы эпического и лирического в поэме Гоголя.
Приезд Чичикова в губернский город, сюжет, связанный с посещением помещиков с целью покупки «мертвых душ», разоблачение героя, предыстория героя — эпические элементы произведения. Авторские отступления и рассуждения Чичикова о крестьянах, «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!», о «двух путниках и двух писателях, юности и старости», о «Руси-тройке» и др., которых много в «Мертвых душах», придают произведению лирическое начало.
В. Г. Белинский называл такие размышления писателя «гуманной субъективностью».
Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает?
Сближает патриотическое чувство: любовь к стране, размышления о ее будущем и настоящем, хотя темы лирических отступлений и Пушкина и Гоголя различные. Вместе с тем отступления у Гоголя по сравнению с пушкинскими привносят гражданский пафос, хотя, как и у Пушкина, в поэме есть размышления-воспоминания о юности. В «Евгении Онегине» есть также лирические пассажи об искусстве, обычаях светской жизни и т. п.
В лирических отступлениях Автор сам повествует о своих взглядах, мыслях и чувствах. В таком случае можно ли считать, что в «Мертвых душах» два главных героя: Автор и Чичиков? Попробуйте обосновать свой ответ.
Главный герой поэмы «Мертвые души» — Чичиков. С ним связаны эпические стороны произведения, развитие сюжетной линии. Вместе с тем некоторые литературоведы относят к героям и Автора. Основания для этого есть, потому что он активно высказывает свою позицию в монологах, которые являются лирическими отступлениями и размышлениями. В лирическом произведении образ Автора может сливаться с образом лирического героя.