С 1848 по 1859 г. Гончаров работал над романом «Обломов» (замысел относится к 1847 г.). Это крупнейшее произведение русской литературы, вершина в творчестве Гончарова.
Смысл романа — в глубоком постижении психологии человека, изуродованного барским воспитанием. С этой стороны «Обломов» не просто «удачное,— как писал Добролюбов,— создание сильного таланта», но «знамение времени» (2, 113). Гончаров раскрыл последствия страшной болезни, которая порождена крепостничеством и обозначена в романе словом «обломовщина».

Что же такое обломовщина и как она проявилась в характере героя? Обломовщина — это смесь романтической мечтательности с дряблостью души, с непригодностью человека к практической деятельности в любой сфере, не говоря уже о борьбе за свое собственное счастье и счастье других. Наконец, обломовщина — это паралич ума и воли, предельно ослабленной помещичьим, нетрудовым образом жизни.

Гончаров обратился к герою, который во многом напоминает Адуева-младшего. Как и Адуев, Обломов воспитывался в привольной барской усадьбе, потом учился в пансионе, закончил университет. В Петербурге он столкнулся с «черствостью» столичной жизни, с городской су-толкой, где нет места «поэзии». Но дальше линии персонажей расходятся. Обломов спасовал перед трудностями жизни. Он не смог влиться ни в один из ее потоков. Убедившись в бессилии своего героя, Гончаров пропел надгробную песнь человеку, которого ничто не может воскресить: ни любовь, ни призывы трудиться, ни остатки собственных благородных помыслов. Угасание личности, ее духовная и физическая смерть вследствие непригодности к практическому делу — центральная коллизия романа, она составила основу композиции.

Роман отличается неторопливостью изложения, обилием подробностей в повествовании. И все это направлено на то, чтобы глубже раскрыть патологию героя, показать социальные причины его падения.









Начинается роман с описания того; как Обломов, помещик лет тридцати двух-тридцати трех, лежит у себя в комнате на Гороховой улице в Петербурге, и, хотя уже полдень и к нему вереницей идут знакомые, он не может встать и одеться. Мотив «лежания» проходит через весь роман, символизируя духовное бессилие Обломова.

Когда-то Обломову доступны были высокие помыслы, он мечтал о труде, «хоть безвестном, темном, но непрерывном». Да и сейчас он не лишен благородных порывов. «Человека, человека давайте мне!., любите его»,— говорит он Пенкину, жалуясь на скудость современной массовой литературы. Но все его попытки обратиться к делу кончились крахом. В департаменте он не выдержал и двух лет, тяготясь однотонностью канцелярской работы. На другие, более удовлетворяющие душу занятия не хватило ни терпения, ни умений. Жизнь с ее радостями, борьбой и тревогами проходила мимо, и Обломов, в сущности, примирился со своим мертвящим покоем. Большую часть времени он проводит на диване. Его не привлекает даже чтение, а необходимость написать письмо старосте вызывает I! нем нервическое беспокойство..
Последняя попытка Обломова вернуться к жизни п труду связана с историей его любви к Ольге. Этому посвящены вторая и третья части романа. Но именно во взаимоотношениях с Ольгой со всей очевидностью обнаружилась непреодолимая сила обломовщины, т. е. боязнь жизни, неспособность к решительным действиям.

Влюбился Обломов почти сразу. Уже после третьей встречи у него в глазах «слезы», а на душе «восторг». «Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь!»— говорит он девушке, чем удивляет ее. «Однако, как же это, вдруг, едва познакомился... Этого никто другой ни за что не сказал бы, увидя во второй, в третий раз женщину...»— размышляет Ольга. Однако возбужденное состояние Обломова в первые недели знакомства — лишь внешняя реакция на красоту Ольги. Внутренне Обломов не был способен к большой, настоящей любви: активы души его слишком скудны. И когда пришло время определить, наконец, свои отношения с Ольгой, Обломов не смог расстаться с привычным покоем, халатом и диваном. Семейная жизнь с Ольгой испугала его как всякое серьезное дело. Он ищет разные причины, чтобы не встречаться с девушкой, винит себя, считает недостойным ее любви. Последнее, конечно, не придумано Обломовым. Но тут была и поза, попытка, на манер Бельтова, прикрыть красивым раскаянием свое позорное бегство. В действительности же отказ Обломова от Ольги продиктован не заботами о ее судьбе, а победой обломовщины. И не удивительно, что в конце концов герой перебирается с Гороховой улицы еще дальше на окраину, в домик мещанки Пшеницыной, где обретает искомый уют и любовь без «месяца во лбу», т. е. без порывов и внутреннего трепета.
Есть что-то мрачно-символическое в том, как описано сближение Обломова с Пшеницыной. Сначала ему понравился в ее доме покой, потом ее работа, затем полные локти. И вот она стоит под его поцелуем «прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут». Удобная, без волнений «любовь», вполне соответствовавшая идеалу обломовского существования!

Следует сказать, что не Пшеницына, женщина скромная, трудолюбивая, хотя и с неразвитым сознанием, производит тягостное впечатление в конце романа, а сам «барин» Илья Ильич Обломов. Это он растерял связи с живым миром и перенес в дом Пшеницыной колорит липкого, застойного существования. Тем самым автор заострил свою мысль о тлетворном влиянии обломовщины как разновидности помещичьего паразитизма.

Похожие сочинения

  1. Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова
    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия...смотреть целиком
  2. Обломов и "лишний человек"
    Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич Обломов — добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя - встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже...смотреть целиком
  3. Главные персонажи в романе «Обломов»
    После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними...смотреть целиком
  4. Художественные особенности романа И. А. Гончарова "Обломов"
    Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова так запоминается, оставляя глубокий след в душе читателя. Хотя в романе повествование немного растянуто, он привлекает...смотреть целиком
  5. Комическое и трагическое - Гончаров
    Одна из главных трагедий этого романа - трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает нам его портрет: "Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но...смотреть целиком
  6. Можно ли считать “Обломов” романом о любви
    Можно ли считать «Обломов» романом о любви? Оценивать произведение можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по отношению к окружающим его лицам. Обломов живет под одним небом с Захаром, своим слугой, со Штольцем, другом детства, с...смотреть целиком
  7. Комическое и трагическое в романе И А Гончарова «Обломов»
    Центральный роман творчества замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь «Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, свой слог, добиваясь...смотреть целиком