Роман И. А. Гончарова построен по принципу изображения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биографии. Содержание его направлено на осмысление жизни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.
Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зависит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лирическим элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части романа действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключительно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага... Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да кушает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове...»)
Большое значение в композиции романа играет глава «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломова. Условия помещичьего быта и дворянского воспитания и загубили в нем живой ум, стремление к какой-либо деятельности и породили апатию и безволие.
Во второй части романа показана сильная и гармоничная личность Штольца, описано его русско-немецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о неподвижность, боязнь перемен и равнодушие к собственной судьбе Ильи Ильича.
В четвертой части описывается «выборгская обломовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой женится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова погружается в спячку, а затем умирает. Эта часть является постпозицией романа.
Композиция произведения полностью соответствует идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую
душу. Все внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров героев.
Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых формировалась личность главного героя, а также прослеживает его эволюцию (а точнее деградацию).
Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Ильич объясняется в любви Ольге, является кульминацией. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.
«Обломов» относится к психологическому направлению в литературе. В характере главного героя выделяются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социальной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает своего героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не похож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жестокости, напротив, он кроток, добр, благодарен.
В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.
По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в романе одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены отношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напротив, она обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из героев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обломов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутреннего облика.
В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычайно ясен и выразителен.
И. А. Гончаров показывает жизнь героев в моменты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения сведены до минимума.
И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг друга. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни преходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вчера отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже отошла... Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже... любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется куда-то вперед...» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».
Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не может, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкального произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.
Портретное описание героя в романе является важным элементом в создании его образа. Например, Обломов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внешность героев. У Обломова «господствующим и основным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный... », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».
Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».
Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и интереса, дорожит только своим спокойствием, совершенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.
Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает...» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, поэзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.
При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Обломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяина, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в зависимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следствие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попадаешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит... в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе...» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает...». Но после разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторону халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеевны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».
Очень подробны описания интерьеров, особое внимание автор уделяет бытовым подробностям. Например, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната... с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало...
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на человечестве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «прорехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и любовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.
Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Обломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоровенького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обломовке несет не только физическое, но и в какой-то степени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиного, такою заметною жизнью».
Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жизни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наряду с прекрасной погодой, купанием в реке, составлением букета для жены, вкусный завтрак: «Чай готов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло...»
При сравнении жизни в Обломовке и в предполагаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в праздничные дни... стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог...».
И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней водкой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).
Роман И. А. Гончарова был высоко оценен современниками, вызвав многочисленные критические отклики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Тургенева, заметившего после его прочтения: «Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жизни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших вопросах жизни, о своем назначении в ней.