Страница: [ 1 ]  2  

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо­бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра­фии. Содержание его направлено на осмысление жиз­ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зави­сит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лириче­ским элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части рома­на действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключи­тельно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду­мывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голо­ва утомится от тяжелой работы и совесть скажет: до­вольно сделано сегодня для общего блага... Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да ку­шает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове...»)

Большое значение в композиции романа играет гла­ва «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломо­ва. Условия помещичьего быта и дворянского воспита­ния и загубили в нем живой ум, стремление к ка­кой-либо деятельности и породили апатию и безволие.

Во второй части романа показана сильная и гармо­ничная личность Штольца, описано его русско-не­мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод­вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен­ной судьбе Ильи Ильича.

В четвертой части описывается «выборгская обло­мовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой же­нится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова по­гружается в спячку, а затем умирает. Эта часть явля­ется постпозицией романа.

Композиция произведения полностью соответству­ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую

душу. Все внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров героев.

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор­мировалась личность главного героя, а также просле­живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль­ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци­ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

«Обломов» относится к психологическому направ­лению в литературе. В характере главного героя выде­ляются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социаль­ной среды на героя. В образе Обломова

Похожие сочинения

  1. Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...смотреть целиком
  2. Что такое "обломовщина"? (по роману И. А. Гончарова "Обломов")
    Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”....смотреть целиком
  3. Социально-психологические причины «обломовщины»
    В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений...смотреть целиком
  4. Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова  Новое!
    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия...смотреть целиком
  5. «Главный узелок нашей жизни все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы» (По роману Гончарова «Обломов»)
    Не очень люблю фильмы по произведениям классиков, но этот почему-то остался в памяти. «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»… Самое яркое впечатление произвел следующий эпизод: солнечное летнее утро, цветущее поле и маленький мальчик со светлыми...смотреть целиком
  6. Обломов и Штольц (по роману "Обломов")
    Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни — писатель...смотреть целиком
  7. Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова "Обломов"
    Можно сказать, что роман Гончарова “Обломов” построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни. В частности, автор представ ляет нам мифологическую, идеализированную...смотреть целиком