Страница: [ 1 ]  2  

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо­бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра­фии. Содержание его направлено на осмысление жиз­ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зави­сит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лириче­ским элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части рома­на действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключи­тельно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду­мывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голо­ва утомится от тяжелой работы и совесть скажет: до­вольно сделано сегодня для общего блага... Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да ку­шает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове...»)

Большое значение в композиции романа играет гла­ва «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломо­ва. Условия помещичьего быта и дворянского воспита­ния и загубили в нем живой ум, стремление к ка­кой-либо деятельности и породили апатию и безволие.

Во второй части романа показана сильная и гармо­ничная личность Штольца, описано его русско-не­мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод­вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен­ной судьбе Ильи Ильича.

В четвертой части описывается «выборгская обло­мовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой же­нится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова по­гружается в спячку, а затем умирает. Эта часть явля­ется постпозицией романа.

Композиция произведения полностью соответству­ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую

душу. Все внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров героев.

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор­мировалась личность главного героя, а также просле­живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль­ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци­ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

«Обломов» относится к психологическому направ­лению в литературе. В характере главного героя выде­ляются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социаль­ной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением ин­дивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает сво­его героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не по­хож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гого­лем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жесто­кости, напротив, он кроток, добр, благодарен.

В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.

По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в рома­не одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены от­ношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судь­бу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Ав­тор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напро­тив, она обогащена научно-публицистическими сло­вами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из ге­роев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обло­мов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутренне­го облика.

В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычай­но ясен и выразителен.

И. А. Гончаров показывает жизнь героев в момен­ты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жиз­ни, авторские рассуждения сведены до минимума.

И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг дру­га. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни пре­ходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вче­ра отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже ото­шла... Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже... любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется ку­да-то вперед...» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».


Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не мо­жет, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкаль­ного произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.

Портретное описание героя в романе является важ­ным элементом в создании его образа. Например, Обло­мов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внеш­ность героев. У Обломова «господствующим и основ­ным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразлич­ный... », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, ма­леньких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кров­ная английская лошадь. Он худощав; щек у него поч­ти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни при­знака жирной округлости; цвет лица ровный, смугло­ватый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и ин­тереса, дорожит только своим спокойствием, совер­шенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он бес­престанно в движении: понадобится обществу по­слать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспосо­бить новую идею к делу — выбирают его.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...смотреть целиком
  2. Что такое "обломовщина"? (по роману И. А. Гончарова "Обломов")
    Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”....смотреть целиком
  3. Социально-психологические причины «обломовщины»
    В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений...смотреть целиком
  4. Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова  Новое!
    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия...смотреть целиком
  5. «Главный узелок нашей жизни все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы» (По роману Гончарова «Обломов»)
    Не очень люблю фильмы по произведениям классиков, но этот почему-то остался в памяти. «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»… Самое яркое впечатление произвел следующий эпизод: солнечное летнее утро, цветущее поле и маленький мальчик со светлыми...смотреть целиком
  6. Обломов и Штольц (по роману "Обломов")
    Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни — писатель...смотреть целиком
  7. Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова "Обломов"
    Можно сказать, что роман Гончарова “Обломов” построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни. В частности, автор представ ляет нам мифологическую, идеализированную...смотреть целиком