Страница: 1  [ 2 ]  

но написать какой-нибудь проект или приспосо­бить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает...» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, по­эзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.

При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Об­ломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяи­на, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как по­слушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в за­висимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следст­вие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попа­даешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит... в домаш­нем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнич­ки рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе...» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает...». Но по­сле разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторо­ну халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеев­ны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».

Очень подробны описания интерьеров, особое вни­мание автор уделяет бытовым подробностям. Напри­мер, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната... с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шел­ковою материею, красивые ширмы с вышитыми не­бывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, брон­за, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы толь­ко желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, негра­циозными стульями красного дерева, шаткими эта­жерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное де­рево местами отстало...

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, ка­ких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина та­релка с солонкой и с обглоданной косточкой да не ва­лялись хлебные крошки.

Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, ле­жащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и во­обще лишено было живых следов человеческого при­сутствия. На этажерках, правда, лежали две-три раз­вернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожел­тели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем ис­пуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на челове­честве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «про­рехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и лю­бовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.

Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к со­усу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Об­ломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоро­венького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обло­мовке несет не только физическое, но и в какой-то сте­пени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суети­лось и заботилось, все жило такою полною, муравьи­ного, такою заметною жизнью».

Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жиз­ни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наря­ду с прекрасной погодой, купанием в реке, составле­нием букета для жены, вкусный завтрак: «Чай го­тов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло...»

При сравнении жизни в Обломовке и в предпола­гаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в празднич­ные дни... стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопро­литий. Пекли исполинский пирог...».

И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Ага­фьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней вод­кой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).

Роман И. А. Гончарова был высоко оценен совре­менниками, вызвав многочисленные критические от­клики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Турге­нева, заметившего после его прочтения: «Пока оста­нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жиз­ни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших во­просах жизни, о своем назначении в ней.


Страница: 1  [ 2 ]