Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но также важным средством в художественном освоении мира. Обращение к пространственно-временной организации романа поможет лучше разобраться в идейно-художественной структуре «Обломова».
В первой части действие происходит, как вычислили ученые на основании ряда исторических событий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и продолжается вся первая часть всего лишь несколько часов: с утра и, примерно, до половины пятого дня. Все это время Обломов то лежит, то сидит на диване. Первая часть заканчивается приездом Штольца.
Значительно ускоряется движение времени во второй и третьей частях, где под влиянием Ольги происходит пробуждение героя. Время действия здесь — несколько месяцев (до поздней осени 1843 г.). И, наконец, четвертая часть. На Выборгской стороне Обломов провел восемь долгих лет — до 1851 г. Казалось бы, время как будто движется быстрее: то целая часть охватывала всего лишь несколько часов, потом две части вместили в себя насколько месяцев, а тут — целых восемь лет. Но по сути время в последней части фактически останавливается. Сколько именно лет провел Обломов у Пшеницыной — совершенно неважно. Прожил он там восемь лет или восемнадцать, от этого ровно никаких изменений не произошло бы.
Создается впечатление, что время вообще хочет вернуться вспять. Ведь идеал Обломова тоже в прошлом, но отнюдь не в будущем. «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре...» Вот и осуществилась его мечта об утраченном рае... А упоминание о незаработанном хлебе особенно показательно и красноречиво.
Правда, и здесь время от времени жизнь «трогает». Ну, что ж, в таком случае нужно спрятаться от нее, стать незаметным, забиться в такую узкую, маленькую щелочку, чтобы никто не заметил, не тронул, не потревожил.
Вспомните первую часть романа. Как характерно желание Обломова занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгородиться от жизни, ее шума, тревог и запросов. Положение меняется во второй и третьей частях: под влиянием Штольца, а затем и Ольги сфера действия и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. В четвертой же части пространство героя снова становится предельно узким. Сонный покой опять обволакивает Обломова, «настоящее и прошлое слилось и перемешалось». Он «наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился».И в самом деле, на Выборгской стороне его окружает все то же, что так привычно ему было с детства: покой, бездействие, культ еды. По существу, мы имеем дело с тем же «сонным царством», которое так выразительно было изображено Гончаровым в знаменитом «Сне Обломова». Достаточно вспомнить разговоры в доме Пшеницыной о том, что англичане кому-то ружья продали — то ли в Испанию, то ли в Индию и что неведомо какой посланник был недоволен, и что война будет с турецким пашой...
И во всех этих разговорах принимает участие тот самый Илья Обломов, который некогда двум сестричкам Гете и Байрона читал, готовился к какому-то великому поприщу, хотел стать знаменитым мыслителем или художником... (Бывший романтик «пил, ел, скучал, толстел, хирел...»)
Судьба Ильи Ильича Обломова заставляет задумываться над сложнейшими вопросами о свободе воли и необходимости (жить как нужно или как хочу?), о том, где пределы допустимого насилия над человеческой личностью (даже с предположительной установкой «во благо»). Подробный и неторопливый рассказ Гончарова будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу и замечательную лермонтовскую мысль (из «Героя нашего времени»), ставшую бесценной традицией русской литературы: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Время от времени мы вынуждены признавать, что роман Гончарова дает ответы не на все поставленные вопросы. Что поделаешь! Давно уже замечено, что и вся русская литература в значительно большей степени есть литература вопросов, а не ответов. Согласитесь: язык допускает словосочетание «вечные вопросы», но невозможно сказать: «вечные ответы». Их просто нет.
Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественно-психологический тип. В нем содержатся важные уроки и предостережения, адресованные и современникам, и последующим поколениям. Драматическая судьба героя, его горькие размышления о человеческой судьбе и назначении, о собственной его жизни, прожитой бесполезно и бесплодно, вечные вопросы о смысле жизни, о необходимости нравственного выбора — все эти проблемы актуальны и сегодня.
Похожие сочинения
- Что такое "обломовщина"? (по роману И. А. Гончарова "Обломов")
Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”....
смотреть целиком - Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
"Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич...
смотреть целиком - Образ Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова
Перед нами была просыпавшаяся Россия..
А. Герцен
Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!), постепенно опускается....
смотреть целиком - Андрей Штольц как антипод Обломова (2)
Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба органичные люди, поэтому четко следуют законам природы. Обломов – мягкий, нежный, неповоротливый. Штольц – твердый, жесткий, целеустремленный....
смотреть целиком - Идейно-тематическое содержание романа «Обломов» И. А. Гончарова Новое!
Идейно-тематическое содержание романа во многом обусловлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком соотношении с ним понимается образ центрального героя.
Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал определение этого понятия...
смотреть целиком - Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов»
Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» - «увертюра всего романа», тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. «Сон» является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство - перерыв...
смотреть целиком - Сочинение по роману "Обломов" Кто нужен России Обломов
"Обломов" – вторая часть трилогии Иван Александрович Гончарова о российском обществе середины XIX века. "Русское общество прочитало роман с наслаждением" – писал Александр Васильевич Дружинин. Книга написана о повседневной жизни,...
смотреть целиком