И.А. Гончаров — крупнейший русский ро­манист второй половины XIX века, создатель своеобразной трило­гии, которую составляют три его романа. По определению автора, это единый роман, в котором воссоздается и исследуется тип совре­менного ему русского человека на разных этапах его развития. Мо­лодость его представлена в первом из романов — «Обыкновенная история» (1847), отрочество и зрелость — в последнем («Обрыв», 1868), детство и угасание — в «Обломове» (1859), занимающем цен­тральное место в этой трилогии.

Но далеко не сразу «Обломов» занял место центрального звена романной трилогии Гончарова о судьбе человеческой личности, ду­ховно развитой, идеально настроенной в условиях современного писателю мира. Работа над произведением началась еще в 1846 го­ду, в пору близости писателя к «обличительному» направлению в литературе. В духе «натуральной школы» был написан и в 1849 го­ду опубликован под названием «Сон Обломова» фрагмент будущего произведения. Затем работа над ним прервалась, поскольку писа­тель в 1852 году отправился в кругосветное путешествие на парус­ном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Е.В. Путятина. Итогом этого плавания, продолжавшегося два года, стала книга очерков «Фрегат «Палла­да», в которой впервые появилось характерное для автора «Обломо­ва» противопоставление цивилизованного и патриархального мира с явным предпочтением последнего. К работе над романом писа­тель вернулся лишь в 1857 году, находясь на курорте Мариенбад, где он за несколько месяцев вчерне завершил его. В 1859 году «Об­ломов» был опубликован в журнале «Отечественные записки», имел широкий читательский успех и сразу вызвал неоднозначные и во многом противоречивые суждения критики. Полярность оценок ро­мана и его центрального героя была обусловлена тем, что за 10 лет работы замысел писателя претерпел существенные изменения, что отразилось даже в названии романа.

Похожие сочинения

  1. Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
    Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два...смотреть целиком
  2. «У любви тысячи аспектов и в каждом из них – свой свет своя печаль свое счастье и свое благоухание» (К Г Паустовский) (По роману И А Гончарова «Обломов»)
    Наверное, трудно, почти невозможно найти человека, который никогда бы не слышал слова «любовь». Понятие «любовь» каждый осознает по своему. Но почти всегда она «окрыляет», приносит радость, меняя человека в лучшую сторону. Безусловно, не обходят стороной...смотреть целиком
  3. Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
    "Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич...смотреть целиком
  4. Сложная взаимосвязь рабства и барства в романе "Обломов"
    В романе И. А. Гончарова «Обломов» обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир — отвлеченный, идеальный, для другого — материальный и практический....смотреть целиком
  5. Обломов и Ольга Ильинская
    И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого...смотреть целиком
  6. Как Илья Ильич становится "обломовым"?
    Роман Гончарова “Обломов” необходимо перечитывать всякий раз, когда человеком начинает овладевать чрезмерная лень и мечтательность. Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым...смотреть целиком
  7. Почему Захар "еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич"
    Несмотря на то, что Обломов — барин, а Захар — его крепостной, они сродни друг другу. А. Рыбасов С самого начала романа мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному...смотреть целиком