Мало кто из героев русской лите­ратуры истолковывался столь про­тиворечивым образом, как Обломов. Широко из­вестна точка зрения Н. А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?»), в соответствии с которой Обломов трактовался резко отрицательно — как пря­мое порождение и воплощение всей крепостнической системы. По мнению Добролюбова, Обломов — ло­гическое завершение целой галереи так называемых «лишних людей» — Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина... В Обломове доведено до конца типичное для них всех противоречие между словом и делом, между возвышенными мечтаниями и какой-то фа­тальной их бездеятельностью.

Почему так произошло с героем романа? Потому, считает критик, что барство привело его в жалкое состояние нравственного рабства. При этом Добро­любов воспринимал понятие «обломовщина» в самом широком плане: «В каждом из нас сидит значи­тельная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».

Следует заметить, что Гончаров был очень дово­лен статьей Добролюбова. Сразу же после ее опуб­ликования он писал одному из своих знакомых: «...мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя... Такого сочувствия и эстетического анализа я от него не ожидал, воображая его гораздо суше».Точка зрения Добролюбова длительное время поч­ти безраздельно господствовала в нашем литерату­роведении. По существу, в тени оставалось мнение другого критика 50-х гг. XIX в. — А. В. Дружинина, автора статьи «"Обломов", роман Гончарова». Дру­жинин признает, что характер Обломова действи­тельно отражает важные стороны русской действи­тельности, но, в отличие от Добролюбова, совер­шенно иначе относится к герою романа и вообще к обломовщине: «...корень ее таится просто в не­зрелости общества и скептическом колебании чис­тых душою людей перед практической безурядицей». Отсюда вывод: «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».

Суждения Дружинина в последнее время вспоми­наются все чаще. Принципиальное бездействие чис­того душою Обломова объясняется как выражение его сознательного протеста, как разочарование ум­ного и деятельного человека в самой возможности настоящей деятельности. Эта тенденция отразилась в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (1979), в котором герой романа Гончарова по существу полностью оправдан и во­звеличен. Для режиссера это было делом принципа, как сказал он в одном из выступлений, «актуаль­ность обломовщины кончилась. Порок обломовщины сменился пороком штольцевщины».

Так ли это на самом деле? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вчитаться, вслушаться в то, что говорил когда-то Гончаров.

Похожие сочинения

  1. Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»
    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...смотреть целиком
  2. Что такое "обломовщина"? (по роману И. А. Гончарова "Обломов")
    Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”....смотреть целиком
  3. Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
    "Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич...смотреть целиком
  4. Сон Обломова. Анализ эпизода
    Роман Гончарова "Обломов" является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя...смотреть целиком
  5. Обломовка во сне и наяву
    И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на фоническую анафору...смотреть целиком
  6. Два лика любви в романе И. А. Гончарова "Обломов"
    Роман И. А. Гончарова "Обломов" — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый — любовь Обломова и Ольги, второй — любовь Штольца и Ольги. Как же они различны! Первое чувство — не успев расцвести...смотреть целиком
  7. Художественные особенности романа «Обломов»  Новое!
    Писатель-реалист, Гончаров счи­тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя — создание устойчивых типов, которые слагаются «из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц». Эти принципы и определили...смотреть целиком