Роман И. А. Гончарова «Обломов» изображает нам всю жизнь главного героя. Жизнь эту, конечно, не назовешь интересной. Никакие жизненные события не украшают пустого и однообразного существования Ильи Ильича Обломова. Главный герой всем своим образом жизни показывает, как в человеке могут медленно умирать самые лучшие чувства и стремления. Понять и осознать это порой бывает непросто. Однако именно для того, чтобы образ главного героя был для читателей более понятен, Гончаров приводит в романе великолепный эпизод ««Сон Обломова». Этот эпизод имеет огромное значение.
«Сон Обломова» вполне может рассматриваться как самостоятельное художе-ственное произведение. Роман «Обломов» без данного эпизода был бы «неоконченным», как свидетельствует А. В. Дружинин. Главный герой медленно деградирует. Почему? Автор, по-видимому, прекрасно осознавал, что читатель может оказаться в замешательстве, ведь понять личность главного героя не так легко. И именно поэтому был создан «Сон Обломова». Во сне главный герой видит всю свою прежнюю жизнь, как бы возвращается в родовое имение семьи - деревню Обломовку.
Жизнь в этой деревне напоминает какое-то заколдованном царство. Это застывший мир, в котором любое несоответствие существующим правилам вызывает страх и неприязнь. В деревне Обломовке все течет по заведенному порядку. Единственное «достойное» занятие в деревне Обломовке - это еда и сон. «Еда» включает в себя как ее приготовление, так и поглощение. В поместье царят лень, апатия, псе вокруг не вызывает ни малейшего интереса. Мы узнаем, что отец Обломова каждый день начинал так же, как и вчерашний. Единственным занятием, которое утром занимало отца Илюши, было наблюдение за тем, что творится во дворе.
Мать Ильи по три часа спорила с Аверкой, портным, как можно из фуфайки мужа перешить Илюше курточку. Ее деятельности заключалась в следующем: дать задания слугам, сколько нужно сплести кружев; погулять по саду, понаблюдать за созреванием яблок. Однако все эти «занятия» были не главными, а второстепенными. Главным было позаботиться о приготовлении обеда. «Об обеде совещались целым домом». После обеда все спали.
В деревне Обломовке у людей не было ровным счетом никаких интересов. Детство человека - это лучшая пора, но детство маленького Ильи Обломова вряд ли можно назвать таковым. Мальчик растет в атмосфере сонного царства, он видит, что взрослые ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.
Ребенок быстро перенимает все повадки взрослых. Немудрено, что взрослый Илья Обломов стал жить так же, как жили остальные в его родовом имении. В детстве маленькому Илюше запрещалось абсолютно все. Это делалось вовсе не из деспотизма родителей или их желания ущемить права ребенка. Напротив, родители и все окружающие стремились обезопасить маленького Илюшу от всего, что могло бы ему навредить. Со временем добрый и мягкий. по натуре мальчик привык к такому положению вещей, оно стало его вполне устраивать. Если человеку не к чему стремиться, он поневоле начинает угасать. Нет ничего хуже бездействия, от этого теряются как душевные, так и физические силы. Взрослый Обломов полностью «соответствует» той модели поведения, которая была заложена в его сознание детскими впечатлениями.
Во сне Обломову видится не только раннее детство. Когда Илюша становится постарше, няня часто рассказывает ему сказки. Сказки - это тот же сон, вымысел. Сказочный мир не совпадает с реальностью. Но Илюша, привыкший с детства ничего не делать, внимает сказкам с огромным удовольствием. Ведь сказочные истории дают ему хоть какой-то интерес, позволяют немного «украсить» жизнь чудесным вымыслом. Выдуманные истории постепенно заполняют едва ли не весь внутренний мир Илюши, начиная заменять реальность.
Немудрено, что став взрослым. Обломов с тоской вспоминает сказочные истории. «Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Нет ничего удивительного в том, что взрослый Обломов воспринимает труд как нечто неприятное, тоскливое... Зато бездействие, мечтательность для Обломо-ва крайне желанны. Он наслаждается ничегонеделанием, его устраивает пустая бессмысленная жизнь, лишенная действенных поступков. Потому что, как это ни парадоксально, именно в ней он и видит смысл своего существования.
Из сна Обломова мы узнаем, что родители мечтали о хорошем будущем для своего Илюши. Они хотели бы, чтобы он был советником в палате или губернатором. Но, прежде всего, родители желали бы, чтобы сынок обошел все трудности, которые неминуемо встретились бы ему на пути. Им хотелось, чтобы Илюша учился бы «слегка», чтобы добыл аттестат, в котором было бы написано, что он «прошел все науки и искусства». Мечты родителей Обломова смешны, достойны презрения и осуждения. Мы прекрасно понимаем, что обстановка, в которой вырос Обломов, послужила причиной его деградации. Ограниченные родители не понимали той простой истины, что в жизни ничего не дается без определенных усилий. Родители стремились оградить своего обожаемого ребенка от всевозможных падений, не понимая, что тем самым лишают сына и возможности взлетов.
Мечты сами по себе - явление отнюдь не плохое. Но в случае с Обломовым фантазии выступают единственной заменой реальной деятельности, поэтому мечты Обломова воспринимаются нами как отрицательное явление. Сон Обломова позволяет лучше понять причину появления у главного героя таких качеств, как равнодушие к жизни, апатия, крайняя флегматичность. Именно по этой причине эпизод со сном так важен в романе.