Можно сказать, что роман Гончарова Обломов построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни.
В частности, автор представ ляет нам мифологическую, идеализированную модель мира. Она появляется в знаменитом сне Обломова и включает в себя черты не только русского народного быта, но и библейские, и даже античные символы. И хотя сам Гончаров выступает против своего сравнения с Обломовым, судя по тексту, мы можем сказать, что этот мир манит не только его героя, но и его самого. Попробуем рассмотреть поближе, что это за блаженное место и чем оно интересно для нас.
Сон Обломова встречается в первой части романа, которую можно было бы даже выделить как отдельное произведение. Сам автор относится к ней негативно, считая ее по сравнению с тремя последующими частями романа неудавшейся. Однако она очень важна хотя бы потому, что без нее невозможна была бы связь между произведениями, входящими в трилогию Гончарова: между Обыкновенной историей, Обломовым и Обрывом. Причем важно то, что связь эта в Обломове идет именно через модель идеальной жизни, Обломовку. Название это, как и фамилия Обломов, может иметь множество интерпретаций. Для нас интересно сходство этого названия со словом обломок. Тут же возникают ассоциации: обособленный умиротворенный мирок Обломовки обломок патриархального Эдема.
Тогда вспомним имена основных персонажей других романов трилогии, с этой точки зрения они совсем не случайны. Адуев в Обыкновенной истории и Райский в Обрыве и вот уже нить между этими тремя произведениями. Ад, Эдем и Рай части одной истории. Теперь какой видит автор в идеале русскую жизнь, природу. В этом маленьком патриархальном Эдеме, как и в истинном, все создано для блага человека, даже природа здесь блаженна: Небо там... как родительская надежная кровля, будто бы божий дом над раем земным, и сам Бог защищает их от всех невзгод. Солнце там светит ярко и жарко около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, а словно нехотя..., словно не хочет покинуть единственный оставшийся на земле божественный уголок. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до седых волос и неземную, сну подобную смерть. Я думаю, что, не согреши Адам и Ева и останься в раю, и эти слова как нельзя лучше подошли бы, чтобы описать их жизненный путь.
Теперь, перейдя от благословенной природы к быту Обломовки, надо сказать, что автор настолько сглаживает острые углы русских патриархальных отношений, что жизнь обломовцев кажется нам просто сказкой. Все там что-то делают, но в то же время и не делают, и сама собой напрашивается мысль о сказочной скатерти-самобранке, беспрестанно присутствующей на столе барского дома, и о колосьях, которые сказочным образом сами собой прорастают на крестьянских полях. Вот как описывает Гончаров крестьянский быт: Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть... У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости... но все это обходилось им дешево, без волнений крови. Вот вам и пример счастливой райской жизни, где все люди живут в мире и согласии благодаря сказочной помощи свыше.
А жизнь в барском доме: Их главной заботой была кухня и обед..., можно добавить еще сон. Да и засыпали-то они где попало, словно Адам и Ева в раю или персонажи сказки о спящей красавице. Мотив сказочной Обломовки можно найти не только в неявной, почти скрытой форме, но и в ярко выраженной истории, рассказанной Обломову его няней. Она воссоздавала целый удивительный мир, лишенный невзгод, мечту о котором Илья Ильич проносит сквозь всю жизнь. Она нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где никто ничего круглый год не делает..., а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне. О кисельных берегах этого сказочного государства он грезит, уже будучи в Петербурге. А образ Милитрисы Кирбитьевны навсегда останется идеалом жены для Обломова.
Сказки эти слушали поколение за поколением, так что они властвовали не только над Ильей Ильичом Обломовым, но и над всеми остальными в Обломовке. И примером такого взаимодействия сказки и реальной жизни обломовцев может служить хотя бы описание избушки одного из крестьян, в которую не всякий сможет войти и разве только что проситель упросит ее стать к нему передом, а к лесу задом. Рассказы няни создают воображаемую Илиаду русской жизни, которую она с простотой и добродушием Гомера пересказывала Обломову. Да и действительно, в Обломовке, как и во времена античности, неравноправие людей воспринималось как что-то само собой разумеющееся. Рассказывала ему няня и о золотом руне на Руси Жар-птице. И тут же мотив этот переносится в античную Обломовку. Мужики там ездят в ближайший город продавать свои товары, точно в сказочную Колхиду. Мифы Обломовки многогранны, да и сам Илья Ильич Обломов точно Илья Муромец в мире сказочной Обломовки.
В заключение хотелось бы сказать, что хотя с идеями Гончарова я не во всем согласна, однако его произведение дает нам много новых и интересных тем для размышления, а попытка отразить идеи на бумаге вообще сама по себе смела и интересна.